Значение театрализованной игры в жизни ребёнка

Страница 3

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении имеет целью через театр научить ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Гармоническое сочетание разных видов художественной деятельности в театрализованной игре позволяет решать задачу формирования художественного вкуса и творческой активности дошкольников. Театрализованные игры сочетают в себе элементы ролевой игры и театрального искусства. Исследователи, изучавшие театрализовано-игровую деятельность дошкольников, сходятся в утверждении важности этого вида художественной деятельности для развития психических функций – внимания, воображения, восприятия, мышления, эмоциональной отзывчивости (Л.С. Выгодский, Б. М. Теплов и др.), рассматривая театрализованно-игровую деятельность как основу для развития творческой активности [14].

Педагогически целесообразно организованная театрализованная деятельность детей позволяет решать многие проблемы современной педагогики и психологии. Целенаправленная организация восприятия разных видов искусства театра детьми старшего дошкольного возраста и их собственная театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на психическое развитие детей этого возраста, и прежде всего – на развитие такого важнейшего психического процесса, как воображение. Отечественные психологи А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин считают, что воображение складывается в процессе жизни ребёнка, его деятельности под определённым влиянием условий жизни, обучения и воспитания. В период дошкольного детства воображение проходит в своём развитии ряд качественно своеобразных ступеней [14].

Л.С. Выгодский считал игру основным источником развития воображения у детей дошкольного возраста. По его мнению, о возникновении воображения в игре можно судить по наличию в ней мнимой ситуации [17].

В.В. Давыдов в своих исследованиях показал, что «…на основе игровой деятельности у ребёнка формируется ряд психологических новообразований. Это, прежде всего, воображение и символическая функция, которая позволяет ребёнку производить перенос одних вещей на другие, замещение одного предмета другим» [14, с. 345].

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к театральному искусству, это является предпосылкой развития творческих возможностей ребёнка. Вместе с тем у дошкольников отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Лишь немногие дети, как показывают исследования, имеют достаточный объём и уровень представлений о театре и игровых умениях, позволяющий им организовать самостоятельную театрализованную деятельность. Восприятие дошкольником театра и самостоятельная театрализованная деятельность – это два своеобразных процесса, исходные точки, которых различны. Восприятие сценического искусства определяется психологическими особенностями и характера восприятия ребёнком этого возраста различных видов театра.

В сюжетно-ролевых играх дети отражают впечатления, полученные непосредственно от окружающей действительности, а в играх-драматизациях – впечатления от литературного произведения, отражающего жизнь в художественных образах. Чтобы создать художественный образ, ребёнку надо вообразить себя на месте данного персонажа, проникнуться его чувствами, «войти в его характер и суметь донести и этот характер, и это чувство-настроение до зрителя (сверстника), и в этом смысле интерес детей к качеству выполнения роли имеет большое воспитательное значение, так как деятельность ребёнка в роли для себя перерастает в деятельность для других», о чём говорил Б.М. Теплов: «Нельзя сочинять, играть, рисовать и т. д. только для упражнения в данной деятельности, необходимо, чтобы какая-то часть художественной деятельности ребёнка была направлена на создание продукта, который на кого-то должен оказывать воздействие, который кому-то нужен, с которым связано сознание его возможной социальной ценности. Без этого развития творчества ребёнка неизбежно подменится развитием некоторого формального умения» [14, с. 346].

Театрализованная игра является эффективным средством реализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка.

Игра имеет большое значение в жизни ребёнка, впрочем, как и в жизни взрослого. Это неосознанное желание видоизменять окружающий мир, приближая его к своему, по-своему объясняя его. Именно, благодаря знакомству с художественной литературой и её разнообразием, ребёнок примеряет на себя той или иной образ в театре [60].

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Выявление уровня готовности будущих первоклассников к обучению математике в школе
В период с 02.04.08 по 25.06.08. на базе ДОУ «Солнышко» (г.Ветлуга Нижегородской обл.) было проведено исследование развития элементарных математических представлений у испытуемых двух выборок (первая – из тех, кто принимал участие в реализации вышеуказанной программы – группа А, вторая – из тех, кт ...

Педагогическая теория Аристотеля
Будучи учеником Платона, Аристотель рано, однако, разошелся во взглядах со своим учителем, не принял его учения о разделении мира на мир идей и мир вещей. Оставшись на позициях объективного идеализма, он разработал ряд материалистических положений. Аристотель признавал единство мира, неотделимость ...

Признаки нетрадиционного урока
Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения. Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной. Привлекаются для организации урока люди разных профессий. Эмоционального подъема учащихся через оформление кабинета, доски, м ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru