Внеклассное мероприятие. КВН

Страница 1

В последние годы в нашей стране возникли новые формы организации внеклассной работы по русскому языку. Одна из наиболее интересных форм - диалектологический КВН: конкурс внимательных и находчивых. Его проводят как соревнование двух команд (параллельные классы или соседние школы). Состав команд 6-8 человек во главе с капитаном получают задание: придумать эмблему команды и приветствие; подготовить для команды-соперника рисунок-загадку, шараду или ребус (с диалектологическим содержанием); приготовить небольшую пьесу (на 5-6 мин.) из эпизодов факультатива "Прозвища в речи". В подготовке домашнего задания командам могут помогать все учащиеся, выставляющие команды.

Конкурс открывает ведущий (следует подобрать остроумного, находчивого, умеющего хорошо держаться перед аудиторией ученика). Он же будет руководить ходом конкурса.

В состав жюри входит учитель и 2-4 ученика. Каждое выступление оценивают определенным баллом с учетом правильности, полноты, быстроты выполнения задания. Победительницей окажется команда, набравшая большее количество баллов.

Приведем пример заданий для КВН.

I. Состязание команд (для выполнения каждого задания команды выставляют по 1 человеку):

1. На столе карточки, на которых написаны ряд прозвищ. Задание: соотнесите по структурным типам. Например: Татьяна 115-ая, Крыса Черноморская, Милка и т.д.

2. На доске записаны фамилии. Задание: определите какое прозвище лежит в основе этой фамилии.

Мудрякова (Мудра), Соловушка (от Соловей), Левшин (от Правша), Белов (Белка), Златорев (Богач), белоусов (Белка) и т.п.

3. Соотнесите по основным типологиям прозвища. Рыжий (индивидуальные), Кипиш (особенности характера), Бамовец (по роду занятий), Мука (оценочные прозвища) и т.п.

II. Соревнования капитанов.

1. Напишите на доске фамилии ученых, которые занимались изучением ономастики (прозвищ).

2. Запишите прозвища, определите с помощью чего они образованы. Попытайтесь определить кого называли этим прозвищем.

Манила (манить - обманывать); Постареша (старый человек); Непригоха (некрасивый человек); Подголосница (плакальщица)

III. Соревнование болельщиков

1. На доске записаны прозвища: Вереводька, Учитверг, Грыжовник.

Задание: определите, что отражено в произношении данных прозвищ (цоканье; диалектный переход звука [в] в звук [у]; просторечный вариант произношения).

2. Даны фотографии людей. задание: попробуйте определить их прозвища (фотографии жителей с. Зюльзи Нерчинского района Читинской области). Определите структурный тип, модель образования, средства выразительности (метафорический перенос, синекдоха и т.п.).

IV. Подведение итогов. Выявляется команда-победительница, поздравления.

Сегодня очевидно, что к русскому языку следует относиться, как к одному из самых драгоценных достояний народа.

Известно, что интерес у школьников к лингвистическому материалу можно развить различными формами, включая его в содержание уроков по фонетике, лексике, словообразованию, орфографии, развитию речи; в содержание факультативов, спецкурсов и т.д., в различные виды внеклассной работы.

Необходимость обращения к этому материалу осознается учителями-филологами, многие из них пытаются решать эту проблему самостоятельно. Однако нужна эффективная профессиональная помощь со стороны специалистов, органов управления образования.

Не нужно забывать, что прозвище - это второе имя, а также необходимо помнить, что от многих прозвищ образовались фамилии.

Необходимость изучения данной темы подтверждает и тот факт, что прозвища несут в себе воспитательную функцию. Употребление в речи прозвищ несет в себе негативную оценку. Воспитание ребенка проходит через воздействие национальной культуры, носителями которой является окружающие ребенка люди. Взрослые, употребляя прозвища, нарушают частоту речи. Воспитание - это процесс уподобления, который состоит в формировании личности ребенка и приспособлении его к жизни в данном обществе. Ребенок, постигая культуру (и употребляя в речи прозвища) научается действовать нарушая общепринятые правила поведения. Задача данной темы заключается в работе учителя (филолога) по повышению качества речи.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Дидактическая система методов обучения
Объяснительно-иллюстративный метод Объяснительно-иллюстративный метод обучения (или информационно-рецептивный, как его иногда называют) заключается в том, что учитель передает учащимся готовую информацию с помощью различных средств обучения, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эт ...

Общая характеристика детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде в ...

Организационная работа по формированию восприятия сказки детьми дошкольного возраста
Цель формирующего этапа нашего исследования состояла в формировании уровня восприятия сказки детьми дошкольного возраста путем поиска психолого-педагогических методов и форм использования духовно-нравственного содержания сказки как средства коррекции эмоциональной сферы и социального поведения ребе ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru