Информация о педагогике » Вокально-двигательные разминки как условие развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников на музыкальных занятиях

Вокально-двигательные разминки как условие развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников на музыкальных занятиях

Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо начинать с раннего возраста. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Одна из основных задач в системе музыкального воспитания заключается в формировании и развитии комплекса музыкальных способностей ребенка. Возрастные особенности музыкальных проявлений у детей позволяют определить последовательность формирования соответствующих задатков. Например, гармонический слух развивается позднее, чем звуковысотный, так как он представляет собой более сложное явление. Комплексом способностей, содействующих успешному проявлению у детей активной музыкальной деятельности в доступных формах, является музыкальность. Центром музыкальности принято считать эмоциональную отзывчивость на музыку - способность переживать музыкальное произведение, его образное содержание.

Проблему эмоциональной отзывчивости рассматривали такие исследователи как Б.М. Теплов, Д.М. Кабалевский, Т.С. Бабаджан, О.П. Радынова, Н.А. Ветлугина.

В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам воспитания детей дошкольного возраста, указывается на то, что эмоциональная отзывчивость поддается развитию (Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерев). В этом возрастном периоде, в связи с развитием и усложнением эмоциональной сферы, усложняется и содержание эмоционального общения. Мотивы такого общения полностью сливаются с эмоциональным состоянием ребёнка. Оно может сохраняться длительно, а, следовательно, оставлять более глубокий след в психике ребенка (А.В. Запорожец, Г.М. Лямина, Г.В. Пантюхина, A.M. Фонарев). Именно поэтому в методических рекомендациях по музыкальному воспитанию старших дошкольников ставится задача развития эмоциональной отзывчивости на музыку путем приобщения детей к миру музыкальной культуры.

Музыка в искусствоведческой литературе рассматривается как один из способов художественно-образного освоения мира, как особый язык, на котором высказывается некое духовное содержание. Определяя содержание музыки, видный отечественный психолог Б. М. Теплов писал, "что в наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения"[14;4]. Все многообразие чувств, переданных в музыке, воплощается в музыкальном образе. В подтверждение слов Б.М.Теплова, музыкант Э. Ансерме утверждает, что музыкальный образ "является чистым отражением чувства в зеркале звуков".

Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявиться у детей очень рано, т.к. психологические особенности детей 4-7 лет таковы, что одновременно с интеллектуальным постижением окружающего их мира требуется так называемое "эмоциональное насыщение". Подобный эмоциональный комфорт детям могут обеспечить музыкальные занятия в ДОУ. На сегодняшний день для детей в системе образования предоставлен широкий спектр видов музыкальной деятельности, такие как слушание-восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, музыкально-образовательная деятельность, (музыкально-дидактические игры). Одним из наиболее востребованных видов музыкальной деятельности является пение, т.к. пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности.

"В сравнении с инструментальной музыкой пение в сочетании с движениями обладает большей силой эмоционального воздействия на детей. Прежде всего - это живое, непосредственное общение. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой и движениями, вызывают интерес у большинства детей. По мере развития ребенка - формирования у него мышления, накопления новых представлений и развития речи - усложняются его эмоциональные переживания, и возрастает интерес к содержанию музыки. Текст песен помогает ребенку осмыслить это содержание, а соответствующие движения - выразить свое отношение. Дети, воспринимая характер музыкального произведения в единстве со словом и движением, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа" [18].

Чувства и настроения, вызванные музыкой, придают движениям эмоциональную окраску, влияя на пластику и выразительность жестов. Как отмечают исследователи, музыкально-двигательные упражнения для рук, включающие повороты головы, потягивания шеи, дают возможность совершенствовать качества вокальных и хоровых навыков. Музыкальные впечатления, полученные от движения под музыку на занятиях (через подключение к музыкальной памяти - памяти мышечной), остаются на всю жизнь.

Таким образом, для формирования эмоциональной отзывчивости на музыку в дошкольном возрасте необходим комплекс методов и приемов развития эмоциональности.

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна. Эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Всё это даёт основание для более глубокого изучения данной проблемы в теоретическом плане и подводит к необходимости определения проблемы, объекта, предмета исследования, постановки цели и задач, а также выдвижения гипотезы.

Противоречие:

По природе для ребенка старшего дошкольного возраста "характерен преимущественно эмоциональный тип оценки происходящего" [11;7], но в процессе практики было замечено, что дети старшего дошкольного возрасте не в полной мере используют возможности эмоционального выражения своего мнения на происходящее вокруг.

Большое количество авторов пишут и том, что эмоциональная отзывчивость является ядром музыкальности, что развитие эмоциональности – одна из важнейших задач педагогов, но конкретных методов и приемов (как развивать) мы, студенты, не знаем.

Проблема: подбор методов и приемов, способствующих развитию у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости.

По мнению О.П. Радыновой, развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка: "Восприятие музыки — это активный процесс, требующий от ребенка включения внимания.

Оно способствует и развитию воображения, воли, развиваются такие механизмы мышления, как сравнение, анализ, синтез, развивается образная речь детей, с помощью которой дети выражают свои впечатления, "словарь эмоций".

Движения способствуют формированию музыкального мышления, развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным ее восприятием.

С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность - умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии.

Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание - и влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка" [14;36].

Ученые, психологи, педагоги подбирают различные средства, приемы развития эмоциональной отзывчивости.

Анализ литературы в процессе курсового исследования дает возможность предположить, что эффективным приемом могут быть вокально-двигательные разминки, предложенные М.А.Давыдовой, которые представляются одним из эффективных приемов активизации эмоциональности детей с начала музыкального занятия.

Таким образом, опираясь на все вышесказанное, тема курсовой работы: "Вокально-двигательные разминки как условие развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников на музыкальных занятиях".

Объект исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников на музыкальном занятии.

Предмет исследования: вокально-двигательные разминки как условие развития эмоциональной отзывчивости.

Цель работы: выявить роль вокально-двигательных разминок в процессе развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.

Для успешной реализации поставленной цели были выделены следующие задачи:

Проанализировать методическую, психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

Рассмотреть основные понятия по теме исследования;

Познакомиться с возрастными особенностями старших дошкольников;

Изучить методику работы с детьми дошкольного возраста;

Подобрать комплекс вокально-двигательных разминок, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости в условиях музыкального занятия.

Новые статьи:

Влияние традиций «Домостроя» на современного читателя
Памятник классической литературы - «Домосторой» - каждое новое поколение читателей воспринимает по-своему. Сегодня мы уже не даём «Домострою» однозначных отрицательных характеристик, но - в зависимости от установки - полярно оцениваем положительные его черты. Для одних это - возвращение к принципам ...

Особенности учебной и обучающей деятельности в русле компьютерного обучения
Компьютеризация в наше время охватила все сферы деятельности и неотвратимо входит в одну из самых консервативных областей – образование. Инертность системы образования – качество положительное, поскольку ставит заслон в сфере обучения быстро проходящей моде, конъюнктуре, личностным амбициям руковод ...

Система работы школы и единый государственный экзамен
Школьное математическое образование должно быть направлено в первую очередь на развитие умственных способностей школьников. Математика призвана учить школьников умению рассуждать и доказывать, приводить примеры и контрпримеры, индукции и дедукции, обобщению и конкретизации и т.д. – всему тому, без ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru