Информация о педагогике » Вокально-двигательные разминки как условие развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников на музыкальных занятиях

Вокально-двигательные разминки как условие развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников на музыкальных занятиях

Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо начинать с раннего возраста. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Одна из основных задач в системе музыкального воспитания заключается в формировании и развитии комплекса музыкальных способностей ребенка. Возрастные особенности музыкальных проявлений у детей позволяют определить последовательность формирования соответствующих задатков. Например, гармонический слух развивается позднее, чем звуковысотный, так как он представляет собой более сложное явление. Комплексом способностей, содействующих успешному проявлению у детей активной музыкальной деятельности в доступных формах, является музыкальность. Центром музыкальности принято считать эмоциональную отзывчивость на музыку - способность переживать музыкальное произведение, его образное содержание.

Проблему эмоциональной отзывчивости рассматривали такие исследователи как Б.М. Теплов, Д.М. Кабалевский, Т.С. Бабаджан, О.П. Радынова, Н.А. Ветлугина.

В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам воспитания детей дошкольного возраста, указывается на то, что эмоциональная отзывчивость поддается развитию (Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерев). В этом возрастном периоде, в связи с развитием и усложнением эмоциональной сферы, усложняется и содержание эмоционального общения. Мотивы такого общения полностью сливаются с эмоциональным состоянием ребёнка. Оно может сохраняться длительно, а, следовательно, оставлять более глубокий след в психике ребенка (А.В. Запорожец, Г.М. Лямина, Г.В. Пантюхина, A.M. Фонарев). Именно поэтому в методических рекомендациях по музыкальному воспитанию старших дошкольников ставится задача развития эмоциональной отзывчивости на музыку путем приобщения детей к миру музыкальной культуры.

Музыка в искусствоведческой литературе рассматривается как один из способов художественно-образного освоения мира, как особый язык, на котором высказывается некое духовное содержание. Определяя содержание музыки, видный отечественный психолог Б. М. Теплов писал, "что в наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения"[14;4]. Все многообразие чувств, переданных в музыке, воплощается в музыкальном образе. В подтверждение слов Б.М.Теплова, музыкант Э. Ансерме утверждает, что музыкальный образ "является чистым отражением чувства в зеркале звуков".

Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявиться у детей очень рано, т.к. психологические особенности детей 4-7 лет таковы, что одновременно с интеллектуальным постижением окружающего их мира требуется так называемое "эмоциональное насыщение". Подобный эмоциональный комфорт детям могут обеспечить музыкальные занятия в ДОУ. На сегодняшний день для детей в системе образования предоставлен широкий спектр видов музыкальной деятельности, такие как слушание-восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, музыкально-образовательная деятельность, (музыкально-дидактические игры). Одним из наиболее востребованных видов музыкальной деятельности является пение, т.к. пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности.

"В сравнении с инструментальной музыкой пение в сочетании с движениями обладает большей силой эмоционального воздействия на детей. Прежде всего - это живое, непосредственное общение. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой и движениями, вызывают интерес у большинства детей. По мере развития ребенка - формирования у него мышления, накопления новых представлений и развития речи - усложняются его эмоциональные переживания, и возрастает интерес к содержанию музыки. Текст песен помогает ребенку осмыслить это содержание, а соответствующие движения - выразить свое отношение. Дети, воспринимая характер музыкального произведения в единстве со словом и движением, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа" [18].

Чувства и настроения, вызванные музыкой, придают движениям эмоциональную окраску, влияя на пластику и выразительность жестов. Как отмечают исследователи, музыкально-двигательные упражнения для рук, включающие повороты головы, потягивания шеи, дают возможность совершенствовать качества вокальных и хоровых навыков. Музыкальные впечатления, полученные от движения под музыку на занятиях (через подключение к музыкальной памяти - памяти мышечной), остаются на всю жизнь.

Таким образом, для формирования эмоциональной отзывчивости на музыку в дошкольном возрасте необходим комплекс методов и приемов развития эмоциональности.

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна. Эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Всё это даёт основание для более глубокого изучения данной проблемы в теоретическом плане и подводит к необходимости определения проблемы, объекта, предмета исследования, постановки цели и задач, а также выдвижения гипотезы.

Противоречие:

По природе для ребенка старшего дошкольного возраста "характерен преимущественно эмоциональный тип оценки происходящего" [11;7], но в процессе практики было замечено, что дети старшего дошкольного возрасте не в полной мере используют возможности эмоционального выражения своего мнения на происходящее вокруг.

Большое количество авторов пишут и том, что эмоциональная отзывчивость является ядром музыкальности, что развитие эмоциональности – одна из важнейших задач педагогов, но конкретных методов и приемов (как развивать) мы, студенты, не знаем.

Проблема: подбор методов и приемов, способствующих развитию у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости.

По мнению О.П. Радыновой, развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка: "Восприятие музыки — это активный процесс, требующий от ребенка включения внимания.

Оно способствует и развитию воображения, воли, развиваются такие механизмы мышления, как сравнение, анализ, синтез, развивается образная речь детей, с помощью которой дети выражают свои впечатления, "словарь эмоций".

Движения способствуют формированию музыкального мышления, развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным ее восприятием.

С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность - умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии.

Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание - и влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка" [14;36].

Ученые, психологи, педагоги подбирают различные средства, приемы развития эмоциональной отзывчивости.

Анализ литературы в процессе курсового исследования дает возможность предположить, что эффективным приемом могут быть вокально-двигательные разминки, предложенные М.А.Давыдовой, которые представляются одним из эффективных приемов активизации эмоциональности детей с начала музыкального занятия.

Таким образом, опираясь на все вышесказанное, тема курсовой работы: "Вокально-двигательные разминки как условие развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников на музыкальных занятиях".

Объект исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников на музыкальном занятии.

Предмет исследования: вокально-двигательные разминки как условие развития эмоциональной отзывчивости.

Цель работы: выявить роль вокально-двигательных разминок в процессе развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.

Для успешной реализации поставленной цели были выделены следующие задачи:

Проанализировать методическую, психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

Рассмотреть основные понятия по теме исследования;

Познакомиться с возрастными особенностями старших дошкольников;

Изучить методику работы с детьми дошкольного возраста;

Подобрать комплекс вокально-двигательных разминок, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости в условиях музыкального занятия.

Новые статьи:

Организационная работа по формированию восприятия сказки детьми дошкольного возраста
Цель формирующего этапа нашего исследования состояла в формировании уровня восприятия сказки детьми дошкольного возраста путем поиска психолого-педагогических методов и форм использования духовно-нравственного содержания сказки как средства коррекции эмоциональной сферы и социального поведения ребе ...

Нетрадиционные уроки – как форма повышения познавательного интереса
С середины 70-х гг. в Отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными урокам ...

Современное состояние психологической науки
По мнению Ф.Е. Василюка «Карта отечественной психологии за последние 10 лет изменилась, пожалуй, более радикально, чем карта Восточной Европы. Тогда, в 1985 г. над пустынными психологическими пространствами возвышались несколько академических крепостей (то были главным образом столичные психологиче ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru