Психолого-педагогические особенности овладения изобразительными умениями

Страница 4

Овладение действиями с предметами в дошкольном детстве продолжается. Действия с простыми, знакомыми предметами перестают вызывать интерес. Теперь ребенка привлекают сложные, малознакомые предметы и действия с ними. К трем годам ребенок обычно уже минует стадию каракулей. Он имеет некоторый запас графических образов, позволяющих ему изображать предметы. Однако ограниченность этого запаса и обычно никто, кроме самого ребенка, не может точно определить, что же нарисовано. Большая часть рисунков детей трех – четырех лет – изображения отдельных предметов. Развитие детского рисования происходит под влиянием обучения и знакомства с предметами на собственном опыте. Решающее влияние оказывает обучение на то, как рисует ребенок, как он изображает разные предметы. Если взрослые преимущественно показывают детям, как изображается тот или иной предмет, учат техническим приемам, обращают внимание детей на недостатки в их рисунках и советуют, как их устранить, предлагают получше рассмотреть изображаемые предметы и указывают на их особенности, которые следует отобразить в рисунке. Все это, безусловно, влияет на развитие рисования, но влияет по-разному. Если взрослые преимущественно показывают ребенку, как рисуют определенные предметы, и ребенок пытается копировать образцы, то эти образцы, обычно сильно упрощенные, без существенных изменений переходят из одного рисунка в другой. Ребенок не заботится о том, чтобы его рисунок был похож на изображаемый предмет. Значительно больше помогает развитию рисования такое обучение, при котором ребенку дают некоторые приемы изображения и стараются обратить внимание на особенности изображаемых предметов. Никакие формы обучения не могут привести к тому, чтобы ребенок начал рисовать, как взрослые. И вовсе не только из-за того, что он плохо владеет техническими приемами. Дети еще не могут усвоить, что рисунок всегда изображает только видимые особенности предметов, если смотреть на предмет с одной стороны. На детский рисунок оказывает влияние весь опыт ребенка, полученный самыми разными путями – при рассматривании предметов, их ощупывании, выполнении с ними разнообразных действий. Кроме того, ребенок изображает только те особенности предметов, которые кажутся им важными, опуская многие другие. Рисунок ребенка изменяется в зависимости от того, что он делает с предметами, как знакомится с ними, на что обращает внимание. Графическая форма, в которой дети изображают предметы, обусловлена, прежде всего, тремя моментами: имеющимися в распоряжении ребенка графическими образами, зрительным впечатлением от предмета и двигательно – осязательным опытом, приобретаемым в процессе действия с ним. Кроме того, ребенок передает в рисунке не только впечатление от предмета, но свое понимание предмета, свое знание о нем. Характерно, что дети способны узнавать изображения сделанные сверстниками. Так, детям предложили несколько игрушек, не похожих ни на какие известные. Они могли рассмотреть их, потрогать, поиграть. После того как дошкольники привыкли к игрушкам и запомнили их названия, нескольким детям из каждой возрастной группы предложили нарисовать все игрушки. Сначала все дети рисовали по памяти (игрушки были спрятаны). Во второй раз дети рисовали, когда игрушки находились перед ними. Затем все рисунки предъявляли детям, знакомым с игрушками, но не изображавшим их. Оказалось, что дети узнают в рисунках своих сверстников игрушки, причем узнают не только изображения, отражающие достаточное число признаков, но и такие рисунки, в которых передается один – два существительных с точки зрения маленького художника признака.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Художественное произведение как первичный объект историко-литературного изучения
Историческая жизнь литературы не есть, конечно, ряд отдельных произведений: она являет не рядоположение замкнутых в себе произведений, а единство развития и борьбы идей, историческое, закономерное и стадиальное проявление развития общества в идейно-художественном словесном выражении. Но объективное ...

Система народного образования на Кипре
Система народного образования на Кипре складывалась в колониальный период. В 1959 г. — последнем году английского коло­ниального господства — в стране насчитыва­лось 57 средних школ (греческие, турецкие, армянские и смешанные), деятельность кото­рых контролировалась британской админи­страцией. Посл ...

Состояние исследуемой проблемы в современной педагогической науке
познавательный активность студент педагогический В настоящее время любое явление или процесс редко является предметом исследования какой-либо одной науки. Зачастую целый ряд наук занимается исследованием того или иного объекта. Это положение целиком относится и к такому сложному явлению, как активн ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru