Информация о педагогике » Основные принципы социальной педагогики

Основные принципы социальной педагогики

Страница 5

—cледует дифференцированно подходить к определению субъекта социально-педагогической деятельности

—специалист, не имеющий опыта работы, нуждается в корректной помощи и поддержке в процессе его приобретения и профессиональной самореализации;

—в работе со специалистами, имеющими опыт социально-педагогической деятельности, необходим индивидуальный подход, стимулирующий ответственное отношение к профессиональной деятельности.

Средовый фактор — это фактор, обусловливающий влияние среды на объект и субъект социально-педагогической деятельности и ее результат. Он либо усиливает действенность практики социального педагога, либо ее ослабляет. Социальная педагогика рекомендует использовать позитивное влияние средовых факторов на процесс социально-педагогической деятельности либо нейтрализовать или существенно снизить их негативное влияние. Наиболее важными принципами при этом являются: культуросообразность, социальная обусловленность, средовая обусловленность.

Принцип кулътуросообразности. Человек как социальное существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности — в конкретной культуре. Вместе с культурой человек усваивает тот менталитет, который характерен для среды его жизнедеятельности.

Собственно принцип культуросообразности воспитания был сформулирован Дистервегом. Он обращал внимание на необходимость учета в воспитании места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить. Человек — продукт своего времени и его культуры.

Основные требования принципа:

—приобщать ребенка с самого раннего детства к национальной (народной) культуре;

—использовать в воспитательной деятельности своеобразие на родного воспитания, возможности народной мудрости (языка, традиций, обычаев и пр.);

—начинать социальное воспитание с родного языка, активно включая народные песни, сказания, литературу и искусство. Культуры и языки других народов изучать на фоне родного языка и культуры;

—активно использовать культурное наследие прошлого, культурные достижения и возможности региона, духовные ценности мировой культуры.

Принцип социальной обусловленности. В его основе лежит влияние государственного устройства, политики и деятельность социальных институтов государства по их реализации в процессе формирования личности. Данный фактор имеет место при:

—организации социально-педагогической деятельности (любая деятельность осуществляется на определенном фоне);

—социально-педагогической экспертизе работы учреждения (в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии с его социально-педагогической политикой);

—социально-педагогической экспертизе технологии, ее соответствия требованиям учреждения;

—социально-педагогической оценке деятельности специалиста, с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении;

— экспертизе социально-педагогической деятельности партии, движения.

Принцип средовой обусловленности. Он определяет зависимость индивидуального социального развития, воспитания человека от не посредственной среды его жизнедеятельности. Среда рассматривается как место, где человек реализует себя (это среда жизнедеятельности); либо место, где осуществляют консультационную работу с ним (на пример, особо оборудованная комната в специализированном центре, домашняя обстановка, школа). Средовые факторы – это то, с чем взаимодействует человек. В этом случае они выступают средством его развития, воспитания. Необходимость управлять факторами социального окружения человека, чтобы стимулировать через них его целенаправленное индивидуальное развитие, и лежит в основе принципа средовой обусловленности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Разработка программы по спецкурсу «Я и профессия»
Спецкурс «Я и профессия» рассчитан для учащихся ПЛ №22 по профессии 37.3 «Мастер по лесному хозяйству». Программа построена по типу «тренинга умений» и направлена на повышение уровня профессиональных качеств учащихся, соответствующих профессии типа «человек – природа». Изучение спецкурса предусматр ...

Конкурентоспособность личности
Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства. Забота об образовании – забота о будущем всей России. Российская система образован ...

Социально-педагогические аспекты организации самоуправленческой деятельности учащихся в процессе ПО
Социальный аспект формирования у будущих рабочих опыта организационно-управленческих отношений располагается в социальном заказе нашего общества на личность труженика, готового и способного наряду с выполнением производственных функций участвовать в управлении производственными и общественными дела ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru