Программа исследования

Страница 1

Цель данного исследования – выявление уровня математической готовности к обучению в школе у современных старших дошкольников двух групп – целенаправленно занимавшихся до этого элементарной математикой и не принимавшие участия в подобных программах.

Задачи:

- сформировать и мотивировать к участию в эксперименте две выборки будущих первоклассников;

- выявить и сравнить уровень развитости элементарных математических представлений у детей из разных выборок;

- сформулировать выводы;

- дать практические рекомендации родителям и педагогам детей, давших в исследовании отрицательный результат - по совершенствованию математических представлений.

Предмет исследования – математическая готовность как важный критерий общей готовности будущих первоклассников к школе.

Объект исследования – старшие дошкольники, готовящиеся к поступлению в первый класс школы; первая выборка – дошкольники, на протяжении старшего дошкольного возраста участвовавшие в реализации специальной программы по развитию элементарных математических представлений (программа Л.И.Кляузер [14], см. приложение 2), вторая – дошкольники, в реализации этой и подобных программ участия не принимавшие (педагоги и родители на протяжении старшего дошкольного возраста занимались с ними математикой, но неструктурированно, время от времени).

Гипотеза: реализация целенаправленных занятий, образующих в своей совокупности программу дошкольной математической подготовки, обеспечивает лучшее развитие элементарных математических представлений дошкольников, по сравнению с реализацией неструктурированных, периодических занятий.

В качестве диагностического метода работы были выбраны индивидуальные креативные занятия с каждым ребенком. То есть, сущность этих занятий не была задана каким-то диагностическим шаблоном. Главное было – зафиксировать (в том числе документально), насколько развиты у детей математические представления. «Шаблонной» точкой был лишь список таких представлений, а именно:

(Согласно Л.И.Кляузер, готовый к обучению в школе ребенок):

– Умеет выделять и сравнивать признаки различных предметов и явлений с помощью разнообразных способов обследования.

– Определяет простейшие изменения, связи, зависимости между объектами по форме, величине составу (часть – целое), количеству, пространственному расположению (на предметном и числовом уровне).

– Знает последовательность первых десяти чисел и место каждого числа в порядке натурального ряда.

– Различает количественный и порядковый счет в пределах десяти.– Умеет для каждого числа называть предыдущее и следующее за ним число, продолжать счет, как в прямом, так и в обратном порядке от любого заданного числа.

– Умеет сравнивать стоящие рядом в числовом ряду числа (в пределах десяти).– Знает состав чисел первого десятка из двух меньших чисел и отдельных единиц.– Умеет различать и читать печатные цифры, соотносить их с соответствующим множеством предметов, заданных с помощью числовых фигур и предметных картинок или количеством звуков.

– Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь арифметическими знаками действий.

– Знает монеты достоинством 1, 2, 3, 5, 10 копеек.

– Умеет измерять и сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной мерки.

– Имеет представление о разнообразии общепринятых способов измерения. Осуществляет сериацию предметов по величине. Правильно называет элементарные геометрические фигуры (вершина, сторона, угол).– Умеет распознавать круг, треугольник, четырехугольник (квадрат, прямоугольник).– Имеет представление о многоугольнике. Понимает геометрические понятия: линия, точка, прямая, луч, отрезок, ломаная линия, угол (прямой, острый, тупой).

– Знает горизонтальные, вертикальные линии. Умеет пользоваться линейкой, трафаретами.

– Определяет свое местонахождение среди окружающих объектов. Умеет ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, впереди, сзади, перед, за, между, рядом, слева, справа) и на листе бумаги.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Этапы становления и характерные особенности и педагогико-риторического идеала
В основу теории общей и педагогической современной риторики была положена система общериторических систем и понятий, где ключевое положение принадлежит категории риторического идеала. Сущность античного представления о прекрасном выражена понятием гармония, которое, в частности, определяет и черты ...

Возрастные особенности подростков
Неправомерно рассматривать индивидуальные особенности школьника (например, индивидуальные особенности внимания, памяти, мышления и т.д.) безотносительно к возрастному периоду, стадии его развития. Одно из основных условий успешного формирования индивидуальных особенностей у ученика, это знание этих ...

Риторика как наука и учебная дисциплина
Существует множество определений предмета и задач риторики, известны различные подходы к формулированию ее принципов и законов, а также к взаимоотношениям этой науки с другими учебными дисциплинами. Многообразие определений и теоретических концепций вполне закономерно для науки, которая существует ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru