Удобство этой схемы, в том, что она позволяет регистрировать взаимодействие взрослого и детей на разных уровнях.
Понятие и анализ отношения ученика к занятию, уроку. Выявляет отношение (позитивное или негативное) учащегося к уроку, настроение на уроке. Мягкая (принимающая) или жесткая (отвергающая) манера восприятия этого отношения, настроения, анализ его причин, прогнозирование его. |
Похвал, одобрение или порицание ответа учащегося, его поведение – одобрительное покачивание головой. Слова: “Так …”, “Продолжай …”. |
Шутки, использование юмора. Доброжелательны, поддерживающий, снимающий напряжение или оскорбление. |
Принятие, отвержение или использование ответов, высказывание ученика. Педагог выявляет, дополняет, развивает или отвергает, показывает неправильность идей, мыслей, представлений учащегося. |
Оценка ответа, работы школьника. |
Вопросы учителя. Характер вопроса, обращенность, форма. |
Рассказ учителя. Приведение фактов, их обоснование, цитирование источников. |
Распоряжения, указания, приказы. Форма. |
Критика, замечания. Доброжелательное, нейтральное, жесткое высказывание, окрик или крик с целью изменить поведение учащегося, объяснение, почему учитель этого требует |
Пауза, молчание. Цель, продолжительность, результативность. |
Ответ на вопрос учителя. Форма. Полнота. Свобода выражения собственных взглядов, идей. |
Реакция на шутки учителя. |
Реакция на похвалу и порицание со стороны учителя |
Реакция на замечания учителя |
Реакция на оценку |
Разговор с учителем по собственной инициативе. Форма, тематика, связь с выполняемым заданием, материалом на уроке. Выражение несогласия, оспаривание точки зрения педагога. |
Вопросы задаваемы учителю. Характер. Содержание. Манера. Связь с материалом урока. |
Дискуссия между учениками, проходящая как бы без участия учителя. Форма, манера обращения детей друг к другу. |
Форма выражения своего отношения к уроку и учителя. |
Молчание или замешательство ученика, чем вызвано. Продолжительность. |
Другие формы поведения высказываний взрослых и детей. |
IV Общие требования к современному уроку.
Общие требования кратко можно сформулировать так:
вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;
формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;
Состояние исследуемой проблемы в современной педагогической науке
познавательный активность студент педагогический В настоящее время любое явление или процесс редко является предметом исследования какой-либо одной науки. Зачастую целый ряд наук занимается исследованием того или иного объекта. Это положение целиком относится и к такому сложному явлению, как активн ...
Воспитание и школа в Афинах
Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство – демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н.э. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики. Воспитанию и обучению детей и юношества в Афи ...
Проектирование учебного курса
Одним из важных моментов при проектировании учебного курса наряду с определением целей и задач, исходящих из анализа предшествующей ситуации, мотивационно-смысловых позиций обучаемых и позиции самого педагога является выбор типа учебного курса и его содержания, которое бы способствовало наиболее ус ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.