Удобство этой схемы, в том, что она позволяет регистрировать взаимодействие взрослого и детей на разных уровнях.
Понятие и анализ отношения ученика к занятию, уроку. Выявляет отношение (позитивное или негативное) учащегося к уроку, настроение на уроке. Мягкая (принимающая) или жесткая (отвергающая) манера восприятия этого отношения, настроения, анализ его причин, прогнозирование его. |
Похвал, одобрение или порицание ответа учащегося, его поведение – одобрительное покачивание головой. Слова: “Так …”, “Продолжай …”. |
Шутки, использование юмора. Доброжелательны, поддерживающий, снимающий напряжение или оскорбление. |
Принятие, отвержение или использование ответов, высказывание ученика. Педагог выявляет, дополняет, развивает или отвергает, показывает неправильность идей, мыслей, представлений учащегося. |
Оценка ответа, работы школьника. |
Вопросы учителя. Характер вопроса, обращенность, форма. |
Рассказ учителя. Приведение фактов, их обоснование, цитирование источников. |
Распоряжения, указания, приказы. Форма. |
Критика, замечания. Доброжелательное, нейтральное, жесткое высказывание, окрик или крик с целью изменить поведение учащегося, объяснение, почему учитель этого требует |
Пауза, молчание. Цель, продолжительность, результативность. |
Ответ на вопрос учителя. Форма. Полнота. Свобода выражения собственных взглядов, идей. |
Реакция на шутки учителя. |
Реакция на похвалу и порицание со стороны учителя |
Реакция на замечания учителя |
Реакция на оценку |
Разговор с учителем по собственной инициативе. Форма, тематика, связь с выполняемым заданием, материалом на уроке. Выражение несогласия, оспаривание точки зрения педагога. |
Вопросы задаваемы учителю. Характер. Содержание. Манера. Связь с материалом урока. |
Дискуссия между учениками, проходящая как бы без участия учителя. Форма, манера обращения детей друг к другу. |
Форма выражения своего отношения к уроку и учителя. |
Молчание или замешательство ученика, чем вызвано. Продолжительность. |
Другие формы поведения высказываний взрослых и детей. |
IV Общие требования к современному уроку.
Общие требования кратко можно сформулировать так:
вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;
формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;
Способы
выявления учебных проблем в химии
Проблемное обучение — это развивающее обучение, так как мыслить человек начинает лишь тогда, когда у него есть потребность что-то понять. А такая потребность возникает лучше всего в условиях проблемного обучения. Следовательно, задача, которая стоит перед учителем в рамках проблемного обучения, — о ...
Современное состояние психологической науки
По мнению Ф.Е. Василюка «Карта отечественной психологии за последние 10 лет изменилась, пожалуй, более радикально, чем карта Восточной Европы. Тогда, в 1985 г. над пустынными психологическими пространствами возвышались несколько академических крепостей (то были главным образом столичные психологиче ...
Разработка программы по спецкурсу «Я и профессия»
Спецкурс «Я и профессия» рассчитан для учащихся ПЛ №22 по профессии 37.3 «Мастер по лесному хозяйству». Программа построена по типу «тренинга умений» и направлена на повышение уровня профессиональных качеств учащихся, соответствующих профессии типа «человек – природа». Изучение спецкурса предусматр ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.