Удобство этой схемы, в том, что она позволяет регистрировать взаимодействие взрослого и детей на разных уровнях.
Понятие и анализ отношения ученика к занятию, уроку. Выявляет отношение (позитивное или негативное) учащегося к уроку, настроение на уроке. Мягкая (принимающая) или жесткая (отвергающая) манера восприятия этого отношения, настроения, анализ его причин, прогнозирование его. |
Похвал, одобрение или порицание ответа учащегося, его поведение – одобрительное покачивание головой. Слова: “Так …”, “Продолжай …”. |
Шутки, использование юмора. Доброжелательны, поддерживающий, снимающий напряжение или оскорбление. |
Принятие, отвержение или использование ответов, высказывание ученика. Педагог выявляет, дополняет, развивает или отвергает, показывает неправильность идей, мыслей, представлений учащегося. |
Оценка ответа, работы школьника. |
Вопросы учителя. Характер вопроса, обращенность, форма. |
Рассказ учителя. Приведение фактов, их обоснование, цитирование источников. |
Распоряжения, указания, приказы. Форма. |
Критика, замечания. Доброжелательное, нейтральное, жесткое высказывание, окрик или крик с целью изменить поведение учащегося, объяснение, почему учитель этого требует |
Пауза, молчание. Цель, продолжительность, результативность. |
Ответ на вопрос учителя. Форма. Полнота. Свобода выражения собственных взглядов, идей. |
Реакция на шутки учителя. |
Реакция на похвалу и порицание со стороны учителя |
Реакция на замечания учителя |
Реакция на оценку |
Разговор с учителем по собственной инициативе. Форма, тематика, связь с выполняемым заданием, материалом на уроке. Выражение несогласия, оспаривание точки зрения педагога. |
Вопросы задаваемы учителю. Характер. Содержание. Манера. Связь с материалом урока. |
Дискуссия между учениками, проходящая как бы без участия учителя. Форма, манера обращения детей друг к другу. |
Форма выражения своего отношения к уроку и учителя. |
Молчание или замешательство ученика, чем вызвано. Продолжительность. |
Другие формы поведения высказываний взрослых и детей. |
IV Общие требования к современному уроку.
Общие требования кратко можно сформулировать так:
вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;
формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;
Развитие связной речи в онтогенезе
В современных исследованиях в области лингвистики, психологии, педагогики выделяется разное количество этапов развития речи детей. Так, А.А. Леонтьев выделил: подготовительный (до 1 года), преддошкольный - этап первичного овладения языком (от 1 года до 3 лет), дошкольный (от 3 до 7 лет) и школьный ...
Особенности детей из социально-неблагополучных семей
наркомания профилактика ребенок неблагополучная семья Отличительной особенностью детской психики и детского организма является то, что на тяжелые и длительные стрессы ребенок чаще реагирует дистрессом - патологической, болезненной реакцией дезадаптации. Это связано в первую очередь с возрастом дете ...
Самостоятельная работа учащихся, её признаки и
условия организации
самостоятельная работа младший школьник чтение Любая наука ставит своей задачей не только описать и объяснить тот или ной круг явлений или предметов, но и в интересах человека управлять этими явлениями и предметами, и, если нужно, преобразовывать их. Управлять и тем более преобразовывать явления мо ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.