Информация о педагогике » Художественное своеобразие сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" » Художественное своеобразие сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Художественное своеобразие сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Страница 3

Сюжет обеих сказок сходен, в целом близки и образы жены рыбака и старухи. Правда, в пушкинской сказке её ненасытность усилена эгоизмом: она, подобно героине сказки братьев Гримм, не "берёт старика под руку" и не ведёт показывать чудесные дары рыбки. Чем больше она приобретает, тем больше "дистанция" между ней и стариком. В конце сказки братьев Гримм старуха хочет стать римским папой (намёк на папессу Иоанну) [44, с.41]. В первой рукописной редакции сказки у Пушкина старуха сидела на Вавилонской башне, а на ней была папская тиара: Говорит старику старуха: "Не хочу быть вольною царицей, а хочу быть римскою папой". Стал он кликать рыбку золотую / "Добро, будет она римскою папой" / Воротился старик к старухе. / Перед ним монастырь латинский, / на стенах латинские монахи / поют латынскую обедню". Перед ним вавилонская башня. на самой верхней на макушке сидит его старая старуха: на старухе сарочинская шапка, на шапке венец латынский, на венце тонкая спица, на спице Строфилус-птица. Поклонился старик старухе, закричал он голосом громким: "Здравствуй ты, старая баба, я, чай, твоя душенька довольна?" Отвечает глупая старуха: "Врёшь ты, пустое городишь, совсем душенька моя не довольна - не хочу я быть римскою папой, а хочу быть владычицей морскою…" [38, с.43].

Образ старика более сложен. Чтобы сделать какие-то выводы, мы вновь должны вернуться к традициям народной волшебной сказки. Нетрудно найти русскую народную сказку, в которой завязка была бы похожа на пушкинскую: герой каким-то образом становится хозяином волшебного существа. С другой стороны, и поведение старика оправдывается сказочным каноном: "отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово". Теперь читательское ожидание предполагает реализацию мотива "благодарного животного". Бедный старик, добрый и трудолюбивый, должен быть вознаграждён.

После того как фольклористами окончательно был установлен источник, началось сравнительное изучение двух сказок, выяснение отличий пушкинской сказки от немецкой, ее связи с русской сказочной традицией, ее оригинальности. Итогом исследования сказки фольклористами можно признать следующее заключение И.П. Лупановой: "Внимательное изучение "Сказки о рыбаке и рыбке" свидетельствует о том, что в отличие от гриммовской сказки, смысл которой исключительно в морали: "будь доволен тем, что имеешь", - смысл пушкинской сказки гораздо более широк, и, в частности, он заключается в воспроизведении русской народной сатиры на барство, на несправедливое общественное устройство". Подчеркивая социальный характер сатиры пушкинской сказки, И.П. Лупанова показывает общность мотивов этой сатиры с сатирическими народными сказками. [27, с.76].

Что касается начала чудесного, то в этой сказке оно предстаёт перед нами во всей своей красе - мы знакомимся с золотой рыбкой, когда один из членов семьи - старик отлучается из дома на работу. Кто такая рыбка? Вся история начинается с просьбы рыбки о пощаде, когда старик поймал её в свои сети: "Отпусти ты, старче, меня в море, / Дорогой за себя дам откуп: / Откуплюсь, чем только пожелаешь" [38, с.126].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Значение овладения устной речью
Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития слабослышащих детей. Устная речь - наиболее естественное и удобное средство повседневного контакта с окружающими людьми. В развитии человека устная речь формируется раньше других форм речи. На ее основе позднее ск ...

Методы и приемы формирования умственной активности детей дошкольного возраста
Одним из приемов формирования умственной активности дошкольников является дидактическая игра, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в про ...

Насыщенные монокарбоновые кислоты. Методы получения
Монокарбоновые кислоты получают окислением органических соединений, гидролизом галогенпроизводных, путем превращения металлорганических соединений. Промышленно важным методом является реакция карбонилирования спиртов, эфиров, галогенуглеродов. Известны также многие специфические методы получения ка ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru