Сюжет обеих сказок сходен, в целом близки и образы жены рыбака и старухи. Правда, в пушкинской сказке её ненасытность усилена эгоизмом: она, подобно героине сказки братьев Гримм, не "берёт старика под руку" и не ведёт показывать чудесные дары рыбки. Чем больше она приобретает, тем больше "дистанция" между ней и стариком. В конце сказки братьев Гримм старуха хочет стать римским папой (намёк на папессу Иоанну) [44, с.41]. В первой рукописной редакции сказки у Пушкина старуха сидела на Вавилонской башне, а на ней была папская тиара: Говорит старику старуха: "Не хочу быть вольною царицей, а хочу быть римскою папой". Стал он кликать рыбку золотую / "Добро, будет она римскою папой" / Воротился старик к старухе. / Перед ним монастырь латинский, / на стенах латинские монахи / поют латынскую обедню". Перед ним вавилонская башня. на самой верхней на макушке сидит его старая старуха: на старухе сарочинская шапка, на шапке венец латынский, на венце тонкая спица, на спице Строфилус-птица. Поклонился старик старухе, закричал он голосом громким: "Здравствуй ты, старая баба, я, чай, твоя душенька довольна?" Отвечает глупая старуха: "Врёшь ты, пустое городишь, совсем душенька моя не довольна - не хочу я быть римскою папой, а хочу быть владычицей морскою…" [38, с.43].
Образ старика более сложен. Чтобы сделать какие-то выводы, мы вновь должны вернуться к традициям народной волшебной сказки. Нетрудно найти русскую народную сказку, в которой завязка была бы похожа на пушкинскую: герой каким-то образом становится хозяином волшебного существа. С другой стороны, и поведение старика оправдывается сказочным каноном: "отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово". Теперь читательское ожидание предполагает реализацию мотива "благодарного животного". Бедный старик, добрый и трудолюбивый, должен быть вознаграждён.
После того как фольклористами окончательно был установлен источник, началось сравнительное изучение двух сказок, выяснение отличий пушкинской сказки от немецкой, ее связи с русской сказочной традицией, ее оригинальности. Итогом исследования сказки фольклористами можно признать следующее заключение И.П. Лупановой: "Внимательное изучение "Сказки о рыбаке и рыбке" свидетельствует о том, что в отличие от гриммовской сказки, смысл которой исключительно в морали: "будь доволен тем, что имеешь", - смысл пушкинской сказки гораздо более широк, и, в частности, он заключается в воспроизведении русской народной сатиры на барство, на несправедливое общественное устройство". Подчеркивая социальный характер сатиры пушкинской сказки, И.П. Лупанова показывает общность мотивов этой сатиры с сатирическими народными сказками. [27, с.76].
Что касается начала чудесного, то в этой сказке оно предстаёт перед нами во всей своей красе - мы знакомимся с золотой рыбкой, когда один из членов семьи - старик отлучается из дома на работу. Кто такая рыбка? Вся история начинается с просьбы рыбки о пощаде, когда старик поймал её в свои сети: "Отпусти ты, старче, меня в море, / Дорогой за себя дам откуп: / Откуплюсь, чем только пожелаешь" [38, с.126].
Психологический анализ урока в деятельности педагога
Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок (занятие) - основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность учителя и учащихся. Анализ урока является одним из важных способов осознания ...
Характеристика общего
недоразвития речи. Периодизация ОНР
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. [15] Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные ...
Рифмовки как средство
формирования фонетических навыков у младших школьников
фонетический навык обучение английский Эффективным средством усвоения фонетического материала является заучивание наизусть скороговорок, рифмовок, диалогов, отрывков из прозы. Я бы хотела рассказать об одном из этих средств – рифмовках, так как именно их я буду использовать для формирования произно ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.