Отличие литературной сказки от народной

Страница 3

Как известно, фольклорная и особенно волшебная, сказка имеет строгую форму. Герой ее схематичен, отсутствуют психологические рассуждения и подробное описание деталей, природа отображается только для развития действии и, главным образом, в виде традиционных формул (темный лес, море - окиян и т.д.), она обращена в неопределенное прошлое время, события ее развиваются в "тридевятом царстве", наличествует четкий антагонизм добра и зла [38, с.34]. Но бесспорно доказано еще в работах В.Я. Проппа, который "открыл инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределенных между конкретными персонажами и соотнесенных с функциями" [46, с.91].

Современная же авторская сказка "весьма свободна и в выборе материала, и в выборе формы". Что касается "материала", то нужно сказать, что любое литературное произведение должно быть актуально, соответственно, оно несет на себе отпечаток своего времени, а "приближение сказки к современности, перенесение действия в наши дни изменяет и поведение героя, и саму идею сказки" [38, с.34].

Например, в уже упоминавшейся, в настоящем параграфе, сказке Дж. Роулинг "Гарри Поттер" присутствует много приемов фольклорной сказки: Гарри Поттер в детстве потерял своих родителей, их убили (сирота). Его отдают на воспитание тете и ее семье (мачеха). Однажды Гарри Поттер стал обладателем волшебной палочки, совы, волшебных книг и стал учеником в школе магов "Хогвардс". При этом действие сказки происходит в наши дни. Ученики школы "Хогвардса" добираются до места учебы на поезде, управляют автомобилем и т.д.

Кроме того, перенесение самого действия в новое время совсем не обязательно. Изменяется мировоззрение и мироощущение человека, и "современная литературная сказка не может оставаться во власти прежних представлений о мире".

Также фольклорная сказка исторически сформировала строгий набор образов, без которых ее существование невозможно, "в литературной же сказке, использующей эти образы, они отрываются от своей подпочвы, от историко-генетической обусловленности и подчиняются воле писателя" [60, с.32].

На основе изложенных материалов можно сделать промежуточный вывод, что "авторская сказка жанр пограничный, она обнаруживает закономерности, свойственный и фольклору, и литературе", и "самое существенное этого жанра обусловлено тем, что литературная сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, развивая и трансформируя их".

Так, И.Г. Минералова в своей работе, посвященной детской литературе, говорит о сказке А. С Пушкина "О рыбаке и рыбке": "Внутренняя форма не просто стихотворной, но именно поэтической сказки создается и комплексом собственно стиховых ритмических повторов, и повторяющейся и одновременно всякий раз меняющейся картиной одушевленного (а не просто олицетворенного) моря, и градацией живописных или даже драматургически точно выписанных сцен земного "восхождения" (или, напротив, всё боле тяжкого духовного падения?) старухи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Дедуктивный и индуктивный методы умозаключения
Рассмотрим основные формы умозаключений, характерные для логического мышления. Таких форм не так уж много: это индукция, дедукция и аналогия. Вкратце их можно охарактеризовать следующим образом. Индукция - это вывод о множестве, основывающийся на рассмотрении отдельных элементов этого множества. Де ...

Основные формы и методы подготовки учащихся общеобразовательных школ к адекватным действиям в условиях землетрясения в системе всеобщего образования
сейсмологический общеобразовательный землетрясение учащийся Формы и методы преподавания уроков ОБЖ различны, однако большинство методов стандартизированы и используются уже очень давно. Они по-своему эффективны, имеют и свои плюсы, и свои минусы. Характеристика уроков: Вводный урок. Тема «Землетряс ...

История создания системы развивающего обучения
Одна из первых попыток практически реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л.В. Занковым, который в 50х— 60х гг. разработал новую систему начального обучения, сочувственно встреченную педагогической общественностью, но так и не прижившуюся в то время в школе в силу известных обстоят ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru