Основы теории площадей

Страница 2

А как же быть с площадью произвольной фигуры, например, с площадью круга? Эта проблема возникает и при изложении материала школьной геометрии. Возникает необходимость расширить изучаемую область теории площадей, которую до сих пор составляло только множество всех многоугольников плоскости.

Определение: Фигура M называется квадрируемой, если для любого положительного числа e можно подобрать такие многоугольники P и Q, что P Ì M Ì Q и S(Q)-S(P) < e.

Теорема 6: На множестве всех квадрируемых фигур существует, и притом только одна, функция S, удовлетворяющая аксиомам 1, 2 и 3 измерения площадей.

Число S(F) называется площадью фигуры F, где F- квадрируемая фигура.

Замечание: Метод вычисления площади фигуры, основанный на рассмотрении многоугольников, постепенно заполняющих всю фигуру, называется методом исчерпывания (в школьных учебниках с помощью этого метода выводится формула для вычисления площади круга и не только).

О применении палетки (непосредственное измерение площадей).

Обычно говорят, что площадь S(F) фигуры F есть число, показывающее, из скольких единиц площади составляется эта фигура (за единицу площади берется квадрат, сторона которого равна единице длины). Однако такое наглядное пояснение не может служить точным математическим определением понятия площади. Неясно, например, каким образом из единиц площади составляется круг заданного радиуса.

Один из способов определения понятия площади основывается на рассмотрении палетки – разбиения плоскости на конгруэнтные квадраты. Пусть сторона квадрата палетки имеет длину 1. Пусть дана некоторая фигура F и пусть a1-наибольшее число квадратов, целиком содержащихся в фигуре F, и b1- наименьшее число квадратов, содержащих эту фигуру целиком. Например, фигура F содержит фигуру, составленную из 9 квадратов палетки, и содержится в фигуре, составленной из 29 квадратов, поэтому 9 ≤ S(F) ≤ 29, т.е. a1=9, b1=29 (рис.1).

Для более точной оценки можно использовать палетку, квадраты которой имеют стороны длиной 1/10 (так что в каждом квадрате прежней палетки содержится 100 квадратов новой палетки). Если, скажем, F содержит фигуру, составленную из 1716 квадратов новой палетки, и содержится в фигуре, составленной из 1925 таких квадратов, то 17,16 ≤ S(F) ≤ 19,25. Еще раз, измельчая палетку (т.е. уменьшая в 10 раз длины сторон квадратов), мы сможем еще точнее оценить S(F) и т.д.

Описанный процесс измерения используется не только для нахождения площади, но и для самого определения понятия площади. Именно, рассмотрим палетку, у которой длины сторон квадратов равны 1/10k. Пусть F содержит фигуру, составленную из ak квадратов этой палетки, и содержится в фигуре, составленной из bk таких квадратов (например, выше у нас a2=1716, b2=1925). Тогда можно сказать, что ak/102k есть значение площади фигуры F с недостатком, а bk/102k – с избытком. Неограниченно увеличивая k мы можем рассмотреть пределы: (F) = , (F) = , первый из которых называется нижней, а второй – верхней площадью фигуры F.

Если фигура такова, что эти пределы совпадают при , то фигура F называется квадрируемой, т.е. (F) = (F). Это значение рассмотренных пределов называется площадью фигуры F и обозначается через S(F), т.е. .

Нетрудно привести пример фигуры, у которой верхняя и нижняя площади не совпадают. С этой целью из квадрата площади 1 удалим крест, площадь которого меньше 1/4 (рис. 2, а). Затем в каждом из четырех оставшихся квадратов удалим по кресту так, чтобы сумма площадей всех четырех крестов была меньше 1/8 (рис. 2, б). Затем удалим 16 крестов с общей площадью меньше 1/16 и т.д. Фигуру, которая останется после бесконечного числа удаления крестов, обозначим через Q. Заметим, что общая площадь всех удаленных крестов меньше чем 1/4+1/8+1/16+…+1/2n +…, т.е. меньше 1/2 .

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Этапы построения игрового занятия
Мы предлагаем вашему вниманию игровое занятие, которое проходило по следующим этапам: 1. Мы выясняли, что знают дети об этике отношений между людьми. Предложили им для решения проблемную ситуацию, из которой каждый ребёнок должен найти выход. Приходим к пониманию того, что бывают разные поступки: п ...

Основные подходы к проблеме самостоятельной лингвистической подготовки студентов-переводчиков
Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Происходящая в настоя ...

Аналитический обзор лабораторных работ по математике, предлагаемых в литературе для учителей и учащихся
В предыдущих параграфах мы выделили виды лабораторных работ по видам используемых средств на занятии и по основной дидактической цели, а также рассмотрели требования к организации лабораторных работ. Рассмотрим теперь некоторые примеры этих работ, предлагаемых авторами различных методических пособи ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru