В XVII в. появляются уже азбуковники и буквари; первые - своего рода энциклопедии, сборники статей, назначенных отчасти для чтения ученикам, отчасти для назидания и руководства учителям; вторые содержали в себе весь учебный материал (азбуку, склады, числа, молитвы, символ веры. .); древнейшим из дошедших до нас является азбука-букварь, составленный Бурцевым и изданный в 1634 г., а из букварей с картинками - букварь Кариона Истомина, учителя Алексея Петровича.
В круг школьных предметов постепенно врываются математика и "богомерзкие" естественные науки; под влиянием южно-русским и в Москве увлекаются виршами; изменяются немного к лучшему даже методы обучения и толковее составляются буквари.
Наконец, на ряду со старыми педагогическими взглядами в сочинениях прорываются и новые мысли в духе Коменского и Локка (напр., у Симеона Полоцкого).
Таким образом, за первый, религиозно-церковный и самый продолжительный по времени, период истории нашей науки (с половины IX в. до конца XVII в) педагогические идеалы нашими предками заимствовались из Библии, особенно из Ветхого Завета и у односторонне-понятого Иоанна Златоуста; они отличались суровостью: не признавая ценности личности вообще и исключая, в частности, свободу детской личности, они требовали безусловного, всецелого подчинения детей воли родителей; в теории до-петровская Русь хотя и проповедывала иногда тип евангельского воспитания, на практике почти всегда следовала суровому библейскому. Соответственно этому образование отличалось религиозно-церковным характером: будучи очень скудным по содержанию, состоя из одной грамотности, оно заключалось преимущественно в умении отправлять церковные службы; и однако оно никогда не носило профессионального характера, наоборот, всегда отличалось общим и воспитывающим характером (внедряло премудрость и страх Божий, душеспасительное настроение); наконец, в таком виде было доступно лицам всех сословий и состояний. Не существовало науки педагогики и специально-педагогической литературы; педагогические же вопросы рассматривались попутно и случайно в разного рода литературных произведениях. Не было специально-педагогического сословия и учителей, специально-занимающихся лишь этим делом; учились преимущественно у "мастеров", не знакомых вовсе с методикою; учились долго, со многим трудом и биением; лишь в XVII веке появляются первые азбуковники и буквари.
Сущность, структура, элементы
эмоционально-ценностного компонента обучения младших школьников
Воспитывающее обучение не только предполагает усвоение учащимися знаний о природе и обществе, о нормах поведения, но и требует эмоционально-ценностного отношения к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на их основе системы ценностных ориентации, которые становятся мотивами п ...
Болонский процесс в странах Западной Европы
В третьей главе представлен обзор особенностей Болонской системы. Дается общий обзор современного состояния систем высшего профессионального образования Западной Европы и Российской Федерации соответственно с точки зрения реализации принципов Болонского процесса. На основании доступных материалов ( ...
Музыкальность как совокупность музыкальных способностей
Главная задача музыкального воспитания детей - комплексное развитие музыкальных способностей. Проблема музыкальных способностей и их развития рассматривается разными авторами: Б.М.Теплов, Л.С.Выготский, В.П.Анисимов. Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. Б.М. Теплов очень ч ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.