Информация о педагогике » Период религиозно-церковной или допетровской педагогики » Педагогика со времени татарского ига и до Петра Великого в Юго-Западной Руси

Педагогика со времени татарского ига и до Петра Великого в Юго-Западной Руси

Страница 1

Разобщенная монголами с Северо-Восточной, Юго-Западная Русь вошла в состав Великого Литовского княжества, с 1386 г. соединившегося с Польшею. Польша стояла ближе России к Западу; гуманистическое движение не минуло и ее поэтому семена западной образованности заносились туда легче и скорее, чем на Русь. Но поляки стремились полонизировать Литву и Юго-Западную Русь, и уже с XV века католичество, чрез поляков, оказывало сильное влияние и на русские области Великого Литовского княжества; это наступление католичества особенно усилилось во второй половине XVI в., с переселением в Польшу иезуитов. Последние, "читая воспитание и школу одним из самых главных орудий своего влияния на общество, открыли много коллегий, действительно образцовых для того времени, куда начала отдавать своих детей вся знать, даже православные. Эти старания католиков увенчались заключением в 1596 г. церковной унии. Некоторые русские вельможи, как князь Курбский и Константин Острожский (открыл в 1580 г. в Остроге первое греко-латинское училище и при нем типографию), вступили было на борьбу с ними; но даже их собственные дети не устояли и приняли католическую веру. Дело гораздо более успешно пошло, когда эту борьбу взяли на себя не отдельные лица, а организованное общество. Русские люди начинают понимать, что для успеха в борьбе нужна сплоченность; эту задачу и выполнили братства. С 80-х гг. XVI столетия братства при церквах и монастырях, располагая иногда значительными материальными средствами, реформируются - из религиозно-благотворительных в религиозно-оборонительные учреждения; они начинают открывать школы, находящиеся в их ведении и назначенные для подготовки как членов клира, так и для укрепления всех в православной вере, - чтобы их питомцы, особенно будущие священнослужители, могли успешно бороться с польско-католическим влиянием и с иезуитами. Это были как бы средневековые латинские школы (см. "Кр. истор. пед. ", стр.49 - 58) или учебные заведения в роде наших духовных семинарий 1), в которых, кроме языков русского греческого и иногда латинского), преподавались главным образом, как важнейшие, богословские науки (церковный устав, церковное пение и пасхалия, Священное Писание и Св., Предание), а дотом и светские (грамматика, поэзия, риторика, диалектика с философией, арифметика). Таким образом средневековая схоластика была перенесена к нам; эти школы выступают деятельными защитниками православной веры и русской народности и выступают там, где опасность была особенно велика (Львовское, Виленское, Киевское . братства).

Указанная борьба с противником, бывшим во всеоружии западной науки, вызвала школы, стоявшие гораздо выше современных им в Московской Руси; там учили грамоте, здесь - наукам. В братских школах господствовали греческий язык и литература над латинскими, ибо латинских наук вначале даже побаивались, как содержащих ереси, - и все же они являлись в Южной Руси проводниками западной науки. Впрочем, задача школ вообще была не столько в том, чтобы дать научное образование, сколько укрепить учащихся в православии, воспитать убежденного и умелого защитника родной веры и национальности. Принимались в них дети всякого звания; отношения между учителем и учащимися были отеческие, проникнутые взаимным доверием и любовью; обращение - сравнительно мягкое; к учителям предъявлялись высокие требования, даже с нравственной стороны, и выбирали их с большою осторожностью 1).

Демократический характер братских школ, их отрицательное отношение к латинской науке и часто недостаточность материальных средств были причиною того, что многие из знати продолжали отдавать своих детей не в них, а в иезуитские школы; это явление вызвало стремление приблизить братские школы к иезуитским, и первою такою была Богоявленская школа в Киеве, потом Петром Могилою (в 1633 г) обращенная в Киево-Могилянский коллегиум (затем в "Академию") и в таком виде почти буквально воспроизводившая высшую иезуитскую школу, с преобладанием уже латинского языка (а не греческого), с господством схоластики: Аристотеля в области философии и Фомы Аквината в области богословской (см. "Кр. ист. пед. ", стр.84 - 89) 2).

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Нравственное формирование дошкольника в процессе игровой деятельности
Сюжетно-ролевая игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника “обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка. Условием нравственного развития является развитие произвольности психических процессов и поведения ребенка, а также развитие его самооценки. Но нравст ...

Реализация учителями начальных классов задач эстетического воспитания школьников в процессе трудового обучения
С целью изучения особенностей работы учителей начальных классов по эстетическому воспитанию школьников на уроках трудового обучения нами было проведено анкетирование. В исследовании принимали участие 14 человек. Это 8 учителей Вохтожской средней школы № 1, 4 учителя Вохтожской средней школы №2, учи ...

Организация рабочего места ученика
Всякая работа требует соответствующих условий. Для деревообработки это в первую очередь правильно вы бранное оборудование и рабочее место. Мастерить из древесины можно в любом помещении, важно только, чтобы оно было сухим, светлым и хорошо проветриваемым. В связи с тем, что работа сопряжена с не бо ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru