Методика проведения внемузейного урока-экскурсии

Страница 1

Одним из распространенных видов урока - экскурсии является пешеходная экскурсия, которая может также предусматривать посещение музея или музейно-архитектурного комплекса. В ходе такой экскурсии экскурсовод побуждает учеников внимательно всматриваться в объекты и с помощью вопросов, в которых содержатся определенные познавательные задания, предлагает им извлечь ответы в ходе непосредственного наблюдения.

Под руководством экскурсовода в соответствии с целью экскурсии наблюдения школьников идут в различных направлениях. Ученики определяют форму и величину объектов,их пространственное положение по отношению к другим объектам, отдельные признаки в самом объекте. Ученики осуществляют сравнение по сходству и различию признаков в одном или нескольких объектах. Сравнения весьма эффективны для развития у школьников наблюдательности и самостоятельного осмысливания отдельных связей, отношений, признаков между собой.

Итак, с помощью слова экскурсовод руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях ученики извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдения.[12, c. 81]

Изучение материала не ограничивается только самостоятельным извлечением знаний самими учащимися. В процессе наблюдения экскурсовод, побуждая всматриваться учеников во внешний облик объекта, сообщает сведения, которые они не в состоянии извлечь. Это имеет место в тех случаях, когда школьники по своим знаниям и опыту, уровню развития не могут самостоятельно выделить и осмыслить связи, отношения, признаки в явлениях и событиях. В процессе такой эхкскурсии познавательная деятельность учащихся протекает в ходе непосредственного изучения объектов. Однако знания о них ученики получают в готовом виде, из уст экскурсовода. Этот вид деятельности школьников иногда неверно определяется как пассивный способ добывания знаний, но ведь он также требует напряженной мыслительной деятельности. Применять этот способ следует, как мне кажется, только в тех случаях, когда ученики самостоятельно не в состоянии извлечь знания об объекте или когда данный наглядный материал, хотя и входит в содержание экскурсии, но имеет второстепенное, подсобное значение. Таким образом, сведения об объекте и его непосредственно воспринимаемых свойствах учащиеся получают из словесных сообщений экскурсовода.[3, c. 96]

Рассмотрим пример из экскурсии «По линии Сталина». Её целью является на памятных местах ознакомить школьников с борьбой Красной Армии против немецко-фашистских захватчиков.

Начало экскурсии представляет собой знакомство с внешним обликом памятного места исторического события. Данный этап можно представить в следующем виде:

Вопросы экскурсовода: «Опишите облик данной местности. Укажите её характерные особенности.»

Ответы учеников: «Все оборонительные сооружения находятся на возвышенности. Кругом поле, что значительно облегчает обзор.»

Далее экскурсовод сам характеризует данную местность.

Как мы видим, вся эта работа проводилась в соответствии с определенной задачей: подвести учеников к пониманию конкретной ситуации, в которой происходили бои. Школьники делали вывод о том, что место для строительства оборонительных сооружений было выбрано не случайно.

Психологически важен сам по себе факт посещения и наблюдения подлинного места исторического события, жизни и деятельности людей. По этому поводу Пономарицкий писал, что «весьма полезно при изучении истории живо представлять детям ту местность, где событие совершается, природу этой местности и, если возможно, то время года, в котором это событие происходило»[2, c. 19].

Памятные места вызывают глубокий познавательный и эмоциональный интерес у учащихся, надолго (иногда на всю жизнь) ими запоминаются.

Во время наблюдения памятного места школьники не могут воспринять исторические события, происходившие в прошлом. О них ученики узнают из рассказа экскурсовода. Памятное место выступает в этих случаях не только как источник знаний, но и как опора исторических событий и явлений.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Ценностные ориентации подростков
Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный ста ...

Понятие технологии культурологической драматизации
Исследуя процесс нравственного воспитания в Этнокультурном и Кросскультурном социумах, Ферапонтов Г.А. выделяет 10 положений, которые могли бы лечь в основу культуроразвивающей и культуротворческой педагогической технологии: Положение Н.А. Бердяева о том, что в человеке, с одной стороны, «заключены ...

Содержание самостоятельной работы переводчика
Для достижения поставленных коммуникативных целей, осуществления эффективной коммуникации представителей разных культур необходимы специфические знания, навыки и умения, составляющие его базовые компетенции. Развитие этих компетенций во многом определяется личной активностью и самостоятельностью уч ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru