Такого плана лабораторные работы очень важны. Учащихся важно научить использовать чертежные и измерительные инструменты, ведь это умение пригодится не только в дальнейшем изучении математики, но и в их повседневной жизни. Данные лабораторные работы кроме изучения конкретного математического материала способствуют изучению измерительных инструментов: линейка, транспортир, циркуль, штангенциркуль, рейсмас, микрометр и др.
При организации таких лабораторных работ важно грамотно составить план работы и четко сформулировать все задания, а также пояснить необходимость проведения такой работы. Учащиеся должны понимать все, что они делают.
В частности проведение таких лабораторных работ возможно при изучении отдельных тем курса геометрии. Одной из таких тем, может являться тема: «Площади многоугольников». В процессе ее изучения на лабораторных работах у школьников будет возможность не только усвоить теоретический материал и научиться использовать измерительные инструменты, но и научиться решать задачи практической значимости, например, измерение площади квартиры или земельного участка, измерение объема шара, параллелепипеда, измерение высоты дерева или диаметра его ствола.
Также с учащимися могут быть разобраны задачи на построения: с помощью циркуля и линейки, с помощью одной линейки, с помощью прямого угла и т.п.
К таким работам можно отнести следующие лабораторные работы:
по обучению использования линейки, транспортира;
измерение длин отрезков;
измерение длины ломаной линии;
измерение углов;
измерение площади плоских фигур;
измерение объемов геометрических тел;
измерения на местности и др.
Среди целей включения подобных работ в урок является формирование конструктивных навыков, приемов комбинаторного мышления, а также активизация, формирование и развитие у школьников познавательного интереса на уроках математики.
Конструирование из бумаги учит детей совершать последовательные действия, концентрировать внимание, слушать и воспринимать устные инструкции учителя; способствует развитию мелкой моторики, памяти, формированию пространственного воображения и умения мысленно оперировать плоскими и объемными предметами; стимулирует развитие творческих способностей. Например, конструирование многоугольников, многогранников. В процессе конструирования многоугольников или многогранников учащиеся лучше осмыслят их свойства, что позволит более эффективно заниматься дальнейшим изучением пространственных тел. Для показа ученикам различных фигур существуют демонстрационные модели и приборы, выпускаемые промышленностью специально для использования в школе [18].
Для самостоятельного моделирования можно воспользоваться конструкторами, позволяющими создавать модели различных фигур. На данный момент существует очень много таких конструкторов: магнитные конструкторы; кубики, из которых также можно собрать какую-либо фигуру, информационные конструкторы и др. Можно предложить следующие лабораторные работы на конструирование:
изготовление призмы, пирамиды и др. по их разверткам;
моделирование многогранников с помощью оригами;
конструирование многоугольников или многогранников на компьютере;
построение моделей фигур с помощью конструкторов и др.
Формы и методы работы музея со старшеклассниками
Среди особенностей формирования личности в раннем юношеском возрасте следует выделить становление нравственного сознания, самосознания, чувство взрослости, стремление к самостоятельности в своей деятельности. Стремясь глубже разобраться в окружающей действительности, старшеклассники на многие вопро ...
Система принципов обучения, их взаимосвязь и
взаимообусловленность
Во всех руководствах по дидактике говорится о системе принципов обучения, указывается на их внутреннюю взаимосвязь и взаимообусловленность, но далее по традиции просто раскрывается содержание конкретных принципов. Шагом вперед в понимании взаимодействия принципов стало попарное рассмотрение сопряже ...
Сущность, структура, элементы
эмоционально-ценностного компонента обучения младших школьников
Воспитывающее обучение не только предполагает усвоение учащимися знаний о природе и обществе, о нормах поведения, но и требует эмоционально-ценностного отношения к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на их основе системы ценностных ориентации, которые становятся мотивами п ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.