Такого плана лабораторные работы очень важны. Учащихся важно научить использовать чертежные и измерительные инструменты, ведь это умение пригодится не только в дальнейшем изучении математики, но и в их повседневной жизни. Данные лабораторные работы кроме изучения конкретного математического материала способствуют изучению измерительных инструментов: линейка, транспортир, циркуль, штангенциркуль, рейсмас, микрометр и др.
При организации таких лабораторных работ важно грамотно составить план работы и четко сформулировать все задания, а также пояснить необходимость проведения такой работы. Учащиеся должны понимать все, что они делают.
В частности проведение таких лабораторных работ возможно при изучении отдельных тем курса геометрии. Одной из таких тем, может являться тема: «Площади многоугольников». В процессе ее изучения на лабораторных работах у школьников будет возможность не только усвоить теоретический материал и научиться использовать измерительные инструменты, но и научиться решать задачи практической значимости, например, измерение площади квартиры или земельного участка, измерение объема шара, параллелепипеда, измерение высоты дерева или диаметра его ствола.
Также с учащимися могут быть разобраны задачи на построения: с помощью циркуля и линейки, с помощью одной линейки, с помощью прямого угла и т.п.
К таким работам можно отнести следующие лабораторные работы:
по обучению использования линейки, транспортира;
измерение длин отрезков;
измерение длины ломаной линии;
измерение углов;
измерение площади плоских фигур;
измерение объемов геометрических тел;
измерения на местности и др.
Среди целей включения подобных работ в урок является формирование конструктивных навыков, приемов комбинаторного мышления, а также активизация, формирование и развитие у школьников познавательного интереса на уроках математики.
Конструирование из бумаги учит детей совершать последовательные действия, концентрировать внимание, слушать и воспринимать устные инструкции учителя; способствует развитию мелкой моторики, памяти, формированию пространственного воображения и умения мысленно оперировать плоскими и объемными предметами; стимулирует развитие творческих способностей. Например, конструирование многоугольников, многогранников. В процессе конструирования многоугольников или многогранников учащиеся лучше осмыслят их свойства, что позволит более эффективно заниматься дальнейшим изучением пространственных тел. Для показа ученикам различных фигур существуют демонстрационные модели и приборы, выпускаемые промышленностью специально для использования в школе [18].
Для самостоятельного моделирования можно воспользоваться конструкторами, позволяющими создавать модели различных фигур. На данный момент существует очень много таких конструкторов: магнитные конструкторы; кубики, из которых также можно собрать какую-либо фигуру, информационные конструкторы и др. Можно предложить следующие лабораторные работы на конструирование:
изготовление призмы, пирамиды и др. по их разверткам;
моделирование многогранников с помощью оригами;
конструирование многоугольников или многогранников на компьютере;
построение моделей фигур с помощью конструкторов и др.
Психологические особенности старшего школьника
Целесообразность использования тестов подтверждается и психологическими особенностями развития старшего школьника, ведь, как мы знаем, процесс обучения невозможен без учета индивидуальных и психологических особенностей. Познавательные процессы старшего школьника характеризуются глубиной, сознательн ...
Система работы учителя по подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ в
современных условиях
С введением новой процедуры аттестации и проведения конкурсного экзамена в ВУЗ перед учителем старших классов стоит важная задача подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ при условии существования итоговой аттестации за курс основной школы и текущего контроля в другой форме. При этом их нужно не «натаскиват ...
Роль родителей в сенсорном воспитании ребёнка
В развитии ребёнка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним он несёт ту информацию которая необходима для развития ума и души ребёнка Во время игры, повседневного общения, совме ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.