Информация о педагогике » Обучение решению арифметических задач детей с общим недоразвитием речи » Особенности понимания и решения арифметических задач детьми с ОНР

Особенности понимания и решения арифметических задач детьми с ОНР

Страница 3

Н.И. Непомнящая, проводя психологический анализ обучения детей трех - семи лет на материале математики, определила содержание обучения арифметическим действиям сложения и вычитания в дошкольном возрасте. (24)

Она указывает, что полноценное усвоение дошкольниками содержания арифметического действия осуществляется только при таком способе обучения, когда раскрывается сущность уравнивания, установления отношения «целое - часть» и счета.

Данные типы действий должны производиться на одних и тех же объектах. Объекты, над которыми производятся действия, должны находиться в двух отношениях: «целое - часть» и равенство, а кроме того, состоять из элементов, которые можно пересчитать. Исследование показало, что дети, которые решали, арифметические задачи путем пересчета и не составляли арифметическую формулу, переучиваются с очень большим трудом и долго не могут усвоить функцию арифметических действий в задаче.

Вот почему дети, не владевшие этими действиями и средствами фиксации связей этих действий, как правило, затрудняются решать простые задачи разных типов, выполняют вычисления на уровне счета (пересчитывают оба слагаемых или считают остаток).

Подводя итоги многолетнего исследования и экспериментального обучения Н.И. Непомнящая сделала следующие выводы (24):

1. Полноценное усвоение математических знаний и оперативной системы первоначальной арифметики возможно только на основе выделения для детей (и овладения ими) тех деятельностей и задач, в которых математические операции оказываются необходимыми, и тех отношений действительности, с помощью которых выделяется обобщенное предметное содержание математически действий (отношение равенства - неравенства, части - целое). Именно это и должно составлять основное содержание обучения дошкольников.

2. Представление о том, что единственный путь усвоения дошкольниками математических знаний - постепенное абстрагирование от конкретных предметных отношений, не соответствуют как закономерностям самих математических отношений, так и возможностям самих детей, так возможностям детей этого возраста. Математические отношения не «видны» в конкретных ситуациях. Их можно знать, понимать, но не видеть. Ребенок не может повторить путь всего человечества и открыть математические отношения и действия в конкретных ситуациях. Но зато он может усвоить их, когда они специально выделены из всего многообразия конкретных отношений. Простейшие модели, знаки служат при обучении дошкольников, прежде всего средством выделения и фиксации этих отношений и действий. Все действия и отношения, усвоенные с помощью моделей и фиксированные в условных знакомых формулах, дети всегда переносили в конкретные ситуации. Для них, действительно, открывалось новое понимание и на этой основе новое видение реальности.

Выше указанные особенности понимания математических зависимостей и отношений необходимо учитывать педагогам и родителям при организации процесса обучения детей решению и составлению арифметических задач, разрешение проблемных ситуаций с математическим содержанием: создание условий, подбор специальных средств, система применения способов и приемов решения.

Страницы: 1 2 3 

Новые статьи:

Влияние гендерных стереотипов на уровень притязаний
В современной педагогической психологии признается факт того, что в старшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения. Важнейшими показателями считается процесс становления детских притязаний. С.С. Степанов определил уровень притязаний как - желаемый уровень самооценки личности; который ...

Активные методы в преподавании
Говоря об активных методах в преподавании, прежде всего, имеют в виду новые формы, методы и средства обучения, получившие название активных: проблемные лекции, семинары-дискуссии, разбор конкретных педагогических ситуаций, деловые игры, методы математического моделирования. Сюда же включают комплек ...

Трудности, возникающие при разработке и применении тестов и пути их преодоления
Трудности, связанные с выделением объектов тестирования, объясняются тем, что приходится условно разграничивать коммуникативные умения (т.е. виды речевой деятельности), хотя в реальном общении они чаще всего взаимодействуют. Сложностью организационного характера часто представляется умение создать ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru