Информация о педагогике » Условия становления профессионализма артиста балета » Психология профессиональной деятельности артиста балета

Психология профессиональной деятельности артиста балета

Страница 1

Как и любая профессиональная деятельность, балет предъявляет определенные требования к личности артиста, уровню развития его психических функций. Так активная двигательная деятельность артиста балета требует полноценного развития таких психических функций, как ощущения. «Большое значение, особенно в исполнительской деятельности человека, пишет Севастьянов А.И., имеет развитие кинестетического, или двигательного анализатора. Кинестетические ощущения вызываются, например, раздражением нервных окончаний, заложенных в мышцах, суставах, связках и костях, а также возникающих в результате перемещения тела в пространстве, и обеспечивают организм необходимой информацией для осуществления координированных и сложных двигательных актов исполнителя» [28, C. 54].

Ясно, также, что в деятельности артиста балета важны и такие виды ощущений, как слуховые, тактильные, статические, зрительные. Необходимо отметить, что развитие той или иной психической функции подразумевает их качественное состояние. Каждый здоровый человек обладает определенным набором психических функций, но степень их выраженности может существенно различаться, и тем самым создавать индивидуальные психические особенности каждой личности. В случае с ощущениями, мы можем говорить о таких качественных характеристиках, как абсолютный порог ощущений – наименьшее по силе раздражение, которое вызывает едва заметное ощущение, положительная или отрицательная адаптация – приспособление органов ощущений к действующим на них раздражителям.

Немаловажным в деятельности артиста балета является высокий уровень развития восприятия и внимания. При высокой активности этих функций у некоторых людей может сформироваться творческая наблюдательность, характерной чертой которой является «способность замечать в предметах и явлениях малозаметные, но весьма существенные, типичные признаки объекта или явления».

Творческая личность проявляется в своеобразии запечатления явлений окружающей действительности. Наиболее важна для творческого человека так называемая образная память, «заключающаяся в запечатлении и последующем воссоздании представления ранее воспринятых объектов». Крайне важна и эмоциональная память, которая заключается в запоминании, воспроизведении и узнавании эмоций и чувств.

Для любой творческой профессии важны чувствительность и эмоциональность. Своеобразие эмоций и чувств определяется личностными свойствами, направленностью личности, ее мотивами, стремлениями, намерениями, индивидуальными психическими свойствами, например, характером и эмоционально-волевыми компонентами. Эмоции и чувства человек не только переживает, они имеют и внешнее «телесное» оформление в виде мимики, пантомимики, интонации и вегето-сосудистых проявлений.

Неотъемлемым элементом творческой деятельности является ее осознанность и мыслительная проработка человеком. В балете, как и в искусстве вообще важно умение человека творчески мыслить. Основные свойства творческого мышления таковы [18, C. 75]:

гибкость мышления (переход от одного класса явлений к другому, подчас далекому по содержанию);

свобода от шаблона (нетривиальность, характеризующаяся поиском новых подходов к решению задач);

широта мышления (возможность привлечения знаний из различных областей и умение эти знания применять);

критичность (способность верно оценивать объект действий собственной деятельности);

глубина (степень проникновения в сущность явлений);

открытость (доступность мышления к различного рода привходящим идеям и суждениям);

независимость (способность самостоятельно и оригинально формулировать и решать творческие задачи, не поддаваясь влиянию);

эмпатичность (умение проникнуть в ход мыслей другого человека).

Процесс постановки балета сопряжен с огромной мыслительной работой всех исполнителей. Артисту балета приходится работать с художественными образами. Их формирование и реализация ложится на воображение.

Таким образом, в работе артиста балета на сцене задействованы все познавательные способности человека. Помимо них, значительное влияние оказывают и черты характера человека и его темперамент. Леонгард К. ввел понятие об акцентуированных личностях с учетом акцента как черт характера, выражающихся в особенностях мыслительной сферы, побуждениях человека, так и темперамента, влияющего на реактивные качества личности, в частности на темп и глубину эмоциональных проявлений.

Существует несколько различных классификаций акцентуаций характера, большая часть которых сопровождается специальными методиками диагностики, позволяющими выделить тип акцентуации. Не останавливая внимания на конкретных методиках, отметим, что деление людей на типы всегда достаточно условно. Выделение «благоприятствующих» профессии черт характера и типа акцентуации возможно, но делать это нужно с осторожностью, обращая внимание на целостное восприятие личности профессионала, его профессиональные качества, отзывы коллег, ту социальную среду, в которую он включен.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Лабораторные работы на вычисления
При изучении математики мы постоянно считаем: квадратные корни, площади плоских фигур, объемы геометрических тел и т.д. Поэтому правильность и точность вычислений зачастую определяют дальнейший процесс изучения математики. Важно, чтобы ученик не только умел вычислять, но и был увлечен этим процессо ...

Свободная педагогика Ж.Ж. Руссо
Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ре ...

Роль родителей в сенсорном воспитании ребёнка
В развитии ребёнка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним он несёт ту информацию которая необходима для развития ума и души ребёнка Во время игры, повседневного общения, совме ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru