музей старшеклассник воспитательный образовательный
Музеи представляют собой специфичный, интегративный вид учреждения культуры, сочетающий в себе различные функции как научную, так и социально-педагогическую, культурно-просветительную. Музеи являются уникальными образовательными учреждениями, социально-педагогическая функция которых, как одна из основных стала складываться практически вместе с появлением музеев. Идейной основой развития музейного дела стало французское и немецкое просвещение, в контексте философских концепций которого возникла и развивалась социокультурная направленность музея, являвшегося центром популяризации культуры и возможным средством решения задач эстетического воспитания и образования [18, с. 49].
В настоящее время активизируется социально-педагогическая направленность в деятельности музеев. Музей располагает богатым социально-воспитательным потенциалом и позволяет осуществлять организованную познавательную, культурно-досуговую, творческую деятельность, создает благоприятные условия для осуществления патриотического, нравственного, эстетического воспитания подрастающего поколения.
Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся 1–11 классов. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых.
Б.А. Столяров предложил идею построения музейно-педагогических методик в систему «трех колец» [20, с. 107]:
Первое кольцо – общешкольные основы построения урока. Оно «ответственно» за вхождение музейной педагогики в учебно-воспитательный процесс.
Второе кольцо – методический арсенал гуманитарных и художественных дисциплин, применяемый на музейно-педагогических уроках. Оно «ответственно» за успешное освоение учащимися гуманитарного и творческого компонентов музейно-педагогического предмета, а также за технологичность интеграции музейно-педагогических предметов с гуманитарными и художественными дисциплинами в школе.
Третье кольцо – собственно музейно-педагогическое методическое оснащение, формирующееся внутри музейной коммуникации. На этом уровне особенно актуальны методы и приемы, направленные на формирование навыков восприятия изображения, художественного образа, освоения пространства музея. Третье кольцо музейно-педагогической методики «ответственно» за реализацию музейной специфики приобщения учащихся к культуре.
Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.
В то же время здесь существует ряд противоречий, которые не позволяют достигать многим из них прогнозируемых и планируемых результатов [22, с. 39]:
Стихийность создания и работы музеев; отсутствие серьёзной опоры на формирующуюся теорию, методику работы школьных музеев в мировой образовательной практике.
Отсутствие теории и методики, технологии разработки комплексных программ, включающих музейную педагогику или обеспечивающих деятельность школьных музеев: в результате не учитывается специфика отдельного школьного музея и его возможностей для оптимизации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Музейная педагогика предъявляет высокие требования к тем, кто обращается к ней как к инструменту культурного развития, воспитания, образования личности, а современные педагоги в основной своей массе не готовы включиться в организацию и обеспечение деятельности школьного музея на достойном профессиональном уровне.
Музейная педагогика не только у нас, в Беларуси, но и в России, пока мало связана с процессом формирования детских общественных движений на своей базе.
Музейная педагогика пока мало вписывается в систему образования как один из способов творческого развития личности, способной и готовой войти в мировую, региональную, локальную культуру. В этой связи школьные музеи зачастую являются любительским делом отдельных энтузиастов. Комплексного подхода к этой проблеме пока нет.
Специфика педагогической деятельности и педагогического общения
Педагогическое общение - это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося. Учитель, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила и законы, но учен ...
Дедуктивный и индуктивный методы умозаключения
Рассмотрим основные формы умозаключений, характерные для логического мышления. Таких форм не так уж много: это индукция, дедукция и аналогия. Вкратце их можно охарактеризовать следующим образом. Индукция - это вывод о множестве, основывающийся на рассмотрении отдельных элементов этого множества. Де ...
Уроки- соревнования
Вот как организует их М.В. Смирнова- учитель физики 19-й московской спецшколы. Цель урока - закрепление умений решать задачи разных типов. Заранее формируются команды и жюри. Жюри подбирает задачи, готовит оборудование для постановки экспериментальных задач и материал для кратких сообщений по теме. ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.