Экспериментальное изучение мышления младших школьников проведено на базе кабинета психолого-педагогической коррекции Павлодарского района.
В эксперименте приняли участие 12 детей младшего школьного возраста.
Нами были исследованы следующие параметры:
схематического мышления посредством теста Когана;
логичности мышления посредством методик, исследующих:
способность обобщать – «Обобщение понятий»,
способность классифицировать – «Классификация»,
способность сравнивать – «Сравнение».
Тест Когана (Приложение А).
Цель – исследование схематического мышления.
У детей с умеренной умственной отсталостью при участии в тестировании возникали затруднения при систематизации карточек одновременно по двум сенсорным эталонам. Они показывали неспособность к целостному восприятию. Для них оказались характерными затруднения, связанные с классификацией фигур, незначительные ошибки при сходности сенсорных эталонов (путаница цветов).
По количественной оценке все участники эксперимента выполнили задание менее, чем на 30%, что подтвердило у них наличие умеренной умственной отсталости.
В качественном отношении по итогам первого этапа результаты распределились на три основные группы:
3 детей (25%) распределили фигуры по цвету;
1 ребенок (8%) разложил часть фигур по форме;
8 детей (67%) не смогли сконцентрировать свое внимание в должной степени и, таким образом, не выделили среди фигур ни их принадлежности к цветовым группам, ни к группам по форме.
Для большей наглядности изобразим полученные результаты в виде таблицы (см. таблицу 1).
Таблица 1 – Результаты теста Когана
Распределение фигур |
Количество детей (в%) |
по форме и цвету |
0 |
по форме |
3 (25%) |
по цвету |
1 (8%) |
отсутствует |
8 (67%) |
Ни один ребенок не справился с классификацией по двум признакам одновременно. 3 детей проявили способность удержать внимание на цвете, 1 ребенок сконцентрировался на форме фигур. 8 детей не выявили способности выделить хотя бы один признак.
Изобразим полученные данные в виде диаграммы (см. рисунок 1).
Рисунок 1 – Результаты теста Когана
Как видно из рисунка 1, ни один ребенок не смог сконцентрироваться на двух признаках одновременно, 4 детей удержали во внимании 1 признак, что составило 33%, 8 детей не сумели выделить ни одного признака в работе с фигурами, что составило 67%.
Методика «Обобщение понятий» (Приложение Б).
Цель – исследование логичности мышления.
При проведении были обнаружены следующие особенности выполнения методики. Дети с умственной отсталостью, участвовавшие в эксперименте, чаще всего приводили обобщения на интуитивно-практическом уровне. Так, ответы были следующими:
Шкафы, кровати, стулья – квартира (2 человека – 17%).
Футболки, брюки, куртки – надевают (3 человека – 25%).
Васильки, ландыши, розы – весна (1 человек – 8%).
Дубы, ёлки, берёзы – улица (3 человека – 25%).
Вороны, голуби, утки – летают (3 человека – 25%).
Смородина, малина, клубника – еда (1 человек – 8%).
Картошка, морковь, помидоры – овощи (1 человек – 8%).
Яблоки, груши, мандарины – вкусная еда (3 человека – 25%).
Моряки, лётчики, артиллеристы – взрослые (1 человек – 8%).
Дети с умеренной умственной отсталостью при обобщении допускали ошибки в расширении или сужении обобщающего слова, описательном характере обобщения, недостаточности анализа объектов, их существенных признаков.
При оценке результатов нами были выделены 2 группы детей (см. таблицу 2).
Таблица 2 – Результаты проведения методики «Обобщение понятий»
Обобщено понятий |
Количество детей (в %) |
менее 30% |
2 (17%) |
нет обобщений |
10 (83%) |
Из приведенной таблицы видно, что 2 детей выполнили задание менее, чем на 30%, чем подтвердили у себя наличие умеренной умственной отсталости. 10 человек выявили неспособность к обобщению понятий.
На диаграмме результаты выглядят следующим образом (см. рисунок 2).
Рисунок 2 – Результаты проведения методики «Обобщение понятий»
Развитие образования и педагогической мысли в эпоху
Возрождения
В эпоху Возрождения, когда происходило разложение феодализма и зарождение буржуазного общества, педагогическая мысль получила дальнейшее развитие в трудах мыслителей Ренессанса. Для этого периода характерен расцвет науки, литературы, искусства (Коперник, Тициан, Леонардо да Винчи). Зарождалась нова ...
Организационная работа по формированию восприятия сказки детьми дошкольного
возраста
Цель формирующего этапа нашего исследования состояла в формировании уровня восприятия сказки детьми дошкольного возраста путем поиска психолого-педагогических методов и форм использования духовно-нравственного содержания сказки как средства коррекции эмоциональной сферы и социального поведения ребе ...
Возможные психологические трудности
Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. Разделим эти трудности на несколько групп, в зависимости от того, с чем они связаны, кратко их охарактеризуем и наметим основные пути предупреждения. Когнитивные трудности. Это т ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.