В возрасте от года до 1,6 месяцев
следует развивать способность различать контрастные формы предметов (шар от куба) и контрастную величину предметов, например большие кольца от значительно меньших. В процессе занятий в игровой форме ребёнку предлагается, например, разложить большие шарики в одну коробку, а маленькие в другую, куб и шар вложить в соответствующие отверстия, на ощупь вынуть из мешочка шарик (или кубик) и др Для развития слухового восприятия надо давать различные озвученные игрушки, побуждать детей прислушиваться к окружающим звукам, вслушиваться в слова, чему очень способствуют народные прибаутки, короткие стихи. Дети первого полугодия 2-го года
жизни внимательно вслушиваются ожидая определённого слова, после которого проделывают то или иное движение или приговаривают «бух», плачет».
В возрасте от 1 года 6 мес. до 2 лет
усложняются воспитательные задачи и содержание деятельности. Детям даются не только резко контрастные по форме и по величине предметы, но нужно развивать более тонкую дифференциацию: отличать уже другие геометрические формы, отличать от других и сходные по форме предметы; развивать способность более тонко различать величину предметов, например, устанавливать правильную по размерам последовательность 5-6 колец пирамиды, вложить друг в друга 3 матрешки разных размеров. Следует фиксировать внимание на цвете предметов, сначала научить различать 2 цвета, а к 2 годам
4 цвета, для чего упражнять ребёнка в выполнении постепенно усложняющихся заданий: разложить красные и синие шарики в соответственно окрашенные коробки, найти по показу красный кубик среди 2-3 цветов, подобрать к коробкам различной формы соответствующие по форме крышки и др.(1)
Особенности сенсорного развития в раннем возрасте
:
- складывается новый тип внешних ориентировочных действий - примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам;
- возникают представления о свойствах предметов;
- освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности;
- развитие фонематического слуха, необходимого для общения со взрослым, приводит к восприятию всех звуков родного языка.
В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.
Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины).
Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях. До пяти лет ребёнок пользуется предметными эталонами.
Освоение эталонных значенийпроходит в 3 периода:
I (до трех лет) - период сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления - некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т.д.);
Примерный учебно-тематический план кружка по художественной обработке дерева
Таблица.1. Темы Общее кол-во часов Теоретические занятия Практические занятия Вводное занятие 2 2 — 1. Основные сведения о древесине Строение и свойства древесины Основные древесные породы Природные формы и пороки древесины Производство, сушка и хранение древесных материалов 1 1 1 2 0,5 0,5 1 1 0,5 ...
Психолого-педагогическая классификация Р.М. Боскис
Большое влияние на организацию дифференцированного обучения, создание системы школ и дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, определение критериев отбора и комплектования групп в них, разработку путей обучения детей с различным состоянием слуха оказала педагогическая классификация Р.М. ...
Подходы к изучению
понятия «функция»
Выделяют два подхода к введению определения понятия функции: Генетический подход. Логический подход. Генетическая трактовка понятия функции основана на разработке и методическом освоении основных черт, вошедших в понятие функции примерно до середины XIX века. Наиболее существенными понятиями, котор ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.