Развитие сенсорного восприятия в онтогенезе

Страница 3

В возрасте от года до 1,6 месяцев

следует развивать способность различать контрастные формы предметов (шар от куба) и контрастную величину предметов, например большие кольца от значительно меньших. В процессе занятий в игровой форме ребёнку предлагается, например, разложить большие шарики в одну коробку, а маленькие в другую, куб и шар вложить в соответствующие отверстия, на ощупь вынуть из мешочка шарик (или кубик) и др Для развития слухового восприятия надо давать различные озвученные игрушки, побуждать детей прислушиваться к окружающим звукам, вслушиваться в слова, чему очень способствуют народные прибаутки, короткие стихи. Дети первого полугодия 2-го года

жизни внимательно вслушиваются ожидая определённого слова, после которого проделывают то или иное движение или приговаривают «бух», плачет».

В возрасте от 1 года 6 мес. до 2 лет

усложняются воспитательные задачи и содержание деятельности. Детям даются не только резко контрастные по форме и по величине предметы, но нужно развивать более тонкую дифференциацию: отличать уже другие геометрические формы, отличать от других и сходные по форме предметы; развивать способность более тонко различать величину предметов, например, устанавливать правильную по размерам последовательность 5-6 колец пирамиды, вложить друг в друга 3 матрешки разных размеров. Следует фиксировать внимание на цвете предметов, сначала научить различать 2 цвета, а к 2 годам

4 цвета, для чего упражнять ребёнка в выполнении постепенно усложняющихся заданий: разложить красные и синие шарики в соответственно окрашенные коробки, найти по показу красный кубик среди 2-3 цветов, подобрать к коробкам различной формы соответствующие по форме крышки и др.(1)

Особенности сенсорного развития в раннем возрасте

:

- складывается новый тип внешних ориентировочных действий - примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам;

- возникают представления о свойствах предметов;

- освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности;

- развитие фонематического слуха, необходимого для общения со взрослым, приводит к восприятию всех звуков родного языка.

В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.

Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины).

Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях. До пяти лет ребёнок пользуется предметными эталонами.

Освоение эталонных значенийпроходит в 3 периода:

I (до трех лет) - период сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления - некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т.д.);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новые статьи:

Примеры лабораторных работ по математике 7 – 9 классов различных типов и методические рекомендации к ним
В предыдущих параграфах мы описали требования к организации и проведению лабораторных работ, рассмотрели работы, которые предлагают авторы пособий для учителей, в этом параграфе мы приведем примеры лабораторных работ различных типов и методические рекомендации к ним. Лабораторная работа на тему «Пе ...

Значение занятий лепкой для всестороннего развития дошкольников
Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познав ...

Опыт работы педагогов по применению в работе компетенций
Рассмотрим в данной главе как педагоги применяют анализируемые в данной курсовой работе компетенции в своей профессиональной деятельности. Компетенция ОК-4: готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач. ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru