Информация о педагогике » Методика профилактики заболеваний ослабленных детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий

Методика профилактики заболеваний ослабленных детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий

Здоровье ребёнка зависит от многих факторов: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, закаливающие процедуры, психологический комфорт в семье и детских образовательных учреждениях и многое другое. Поэтому проблема здоровья детей – комплексная и многоаспектная.

Критерием оптимальной нормы двигательной активности являются надёжность функционирования всех систем организма и способность реагировать на меняющиеся условия окружающей среды. Нарушение постоянства внутренней среды организма и неадекватность реакций указывают на выход за пределы оптимальной нормы, что в итоге приводит к ухудшению здоровья.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей объем двигательной активности сокращается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности. (Н.П. Забродина, 2000).

Актуальность проблемы состоит в том, что здоровье школьников ухудшается по мере взросления: неправильное питание, стрессы и недостаток движения становятся причиной самых распространенных среди школьников заболеваний – болезней органов пищеварения, почек, нервной и эндокринной систем, а также обмена веществ и иммунной системы. Еще сложнее обстоит дело с ослабленными детьми (часто болеющими). Многие из них оказываются в числе освобожденных от уроков физической культуры. Занятия в спецгруппах либо не проводятся вообще, либо недостаточно хорошо организованы, и дети стараются избежать их. Родители же зачастую предпочитают оберегать ребенка с ослабленным здоровьем от так необходимой ему двигательной активности.

Физическая культура и спорт, как известно, эффективно способствуют формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка.

В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движения, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений.

Научная новизна исследования заключается в использовании специально подобранной методики, на основе техники спортивной игры в волейбол для ослабленных (часто-болеющих) детей младшего школьного возраста.

Теоретическая значимость исследования: специально подобранная методика для ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий, основанная на технике спортивной игры волейбол, положительно влияет на эмоциональность детей и на организм в целом, а также на отдельные органы и системы, способствует более активному восстановлению слабого организма и увеличению показателей функциональных возможностей.

Практическая значимость работы: разработанная методика профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста может быть рекомендована к применению в работе тренерам детских физкультурных оздоровительных групп.

В последние годы наблюдается выраженный рост нервно-психических расстройств, ухудшается состояние психической адаптации детей и подростков, что приводит к алкоголизации, табакокурению, наркомании (А. Туманова, 2001). Увеличивается число школьников с несколькими диагнозами: ученики 7–8 лет имеют в среднем 2,5 диагноза, школьники 10–14 лет – 4 диагноза, а старшеклассники – в среднем шесть и более функциональных отклонений и хронических заболеваний. Причины такого негативного влияния школьного обучения на состояние здоровья детей и подростков могут носить как объективный, так и субъективный характер. Действительно, в школах не хватает удобной мебели, трудно создать оптимальный, воздушно-тепловой и световой режимы, зачастую невозможно составить расписание уроков, отвечающие требованиям возрастной физиологии и школьной гигиены. Однако следует отметить, что довольно часто причины ухудшения здоровья детей и подростков в процессе их пребывания в школе связаны с неправильными действиями учителей или их бездействием при решении задач охраны здоровья школьников (С.В. Попов, 1997). В то время как состояние здоровья человека на 50% зависит от образа жизни (то есть занятия физической культурой и спортом, ведения ЗОЖ), остальные 50% приходятся: на экологию – 20%, наследственность – 20% и 10% на медицину, то есть на независящие от человека причины.

Часто физически ослабленные и болеющие дети являются самой большой группой детей. (С.В. Попов, 1997).

К категории физически ослабленных детей можно отнести:

детей до года, болеющих ОРЗ четыре и более раз в году;

детей от одного до трех лет, болеющих более шести раз;

детей от трех до пяти лет – пять и более раз;

детей от пяти до шести лет – четыре и более раз;

старше шести лет – три и более раз,

а также длительно (более 14 дней) болеющих детей.

Доказано, что у большинства часто и длительно болеющих, ослабленных детей повышенная заболеваемость ОРЗ не связана с наследственными болезнями и приобретенными патологиями, а сопряжена с изменениями иммунной защиты организма. Как правило, часто болеющий ребенок попадает в «порочный круг»: на фоне ослабленного иммунитета он переносит ОРЗ, которые, в свою очередь, еще больше ослабляют иммунитет. (Н.П. Бадина, 2007).

Термин «Часто болеющий ребёнок» – это не диагноз, а принадлежность к группе риска не столько по «простудным», сколько по хроническим заболеваниям. Надо отметить, что в детском возрасте среди всех заболеваний респираторного тракта отмечается абсолютное преобладание острой инфекционной патологии. На её долю приходится более 90% всех болезней респираторной системы. (Т.Ю. Андрущенко, Г.М. Шашлова, 2000).

Отечественная система организации медицинской помощи детям, одним из достижений которой была реальная профилактическая направленность, сочла целесообразным особо выделить эту категорию детей. Было отмечено, что среди так называемых ЧБД значительно чаще выявляются хронические заболевания носоглотки и лёгких, чаще встречаются и тяжелее протекают бронхиальная астма, аллергический ринит, выше частота ревматизма и ряда других заболеваний. Было отмечено, что ЧБД в подростковом возрасте склонны к хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта, сосудистым дистониям, у них легче развиваются невротические реакции, они быстрее утомляются, хуже учатся. Именно эти характеристики и побудили отечественных педиатров выделить склонных к повышенной заболеваемости респираторной вирусной инфекцией детей в особую группу наблюдения и обозначить её как ЧБД. (Н.П. Локалова, 2003).

Причины частой заболеваемости ОРЗ

Специалисты выделяют около пятнадцати факторов, способствующих частым ОРЗ. Их можно разделить на три группы.

1. Медико-биологические факторы:

– анатомически и физиологически обусловленные факторы (поздний старт иммунной системы, сниженная барьерная функция слизистых);

– неблагоприятное перинатальное развитие ребенка (акушерская патология матери, частые заболевания матери и лечение антибиотиками во время беременности, внутриутробная гипоксия плода, преждевременные отягощенные роды и др.);

– неблагоприятное постнатальное развитие (диатезы, дисбактериозы, глисты; очаги хронической инфекции носоглотки и полости рта – гайморит, тонзиллит, аденоиды и т.д.):

– нерациональное питание ребенка (избыток углеводов, дефицит белка, витаминов, микроэлементов);

– повторное назначение антибиотиков и других препаратов;

– наличие в анамнезе у родителей хронических легочных заболеваний, заболеваний дыхательных путей, злокачественных новообразований, ревматизма, аллергических болезней, частых ОРЗ;

– низкая медицинская активность семьи, позднее обращение за медицинской помощью, невыполнение назначений врача, дефекты ухода за ребенком.

2. Экологические факторы, в том числе санитарно-гигиенические:

– неблагоприятные условия труда будущих родителей (особенно работа с органическими растворителями в условиях ионизирующего и электромагнитного излучения);

– неблагоприятная экологическая обстановка (в т.ч. проживание в панельных домах старой застройки, рядом с автостоянками, на пересечении основных транспортных магистралей и в других местах с загрязненным воздухом);

– неблагоприятные жилищные условия;

– низкий уровень санитарной культуры и вредные привычки родителей.

3. Социально-психологические факторы:

– недостаток психологических знаний у родителей;

– низкий материальный достаток семьи;

– хроническая психотравмирующая ситуация в семье: отсутствие отца или матери, конфликтные отношения между родителями; неадекватный стиль родительского воспитания; дефицит свободного времени у родителей, нивелирование функций отца и степени его ответственности в процессе воспитания ребенка;

– неблагоприятные личностные особенности родителей, прежде всего, матери;

– поступление детей в дошкольное учреждение, школу; стрессы, вызванные педагогическими просчетами;

– астеническое состояние («раздражительная слабость», включающая, с одной стороны, сниженную работоспособность, истощаемость психических процессов, а с другой – повышенную раздражительность, готовность к аффективным вспышкам). (Н.П. Бадина, 2007).

Современные технологии нашего общества влекут за собой гиподинамию (гипокинезию).

Гипокинезия – недостаточная физическая активность пагубно сказывается на состоянии здоровья детей. Гипокинезия отмечается не только у детей старшего возраста, но все чаще и у маленьких детей, дошкольников и младших школьников. Особенно страдают дети больные и ослабленные перенесенными заболеваниями. Как правило, они чрезмерно опекаются взрослыми, их освобождают от занятий физической культурой. Из-за неправильного физического воспитания у детей уменьшается естественная потребность в движении, снижается двигательная активность. Последнее неукоснительно ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих вовремя движений ребенка в воспринимающих нервных приборах кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах и идущих к коре головного мозга. В результате возникают расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус детей, ослабляется нервно-мышечный аппарат, снижаются показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Нередко формируются различные дефекты осанки. У ослабленных болезнями детей малоподвижный образ жизни усугубляет уже имеющиеся у них функциональные изменения организма. (Н.П. Бадина, 2007).

Все учащиеся, занимающиеся по государственным программам, на основе данных о состоянии их здоровья, физического развития и физической подготовленности делятся на три группы: основная, подготовительная, специальная.

К основной группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения при достаточном физическом развитии.

К подготовительной группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями при недостаточном физическом развитии.

К специальной медицинской группе относят школьников с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими ограниченных физических нагрузок.

С каждым годом растет число детей, страдающих ожирением, частыми заболеваниями верхних дыхательных путей, сердечнососудистыми заболеваниями, вегетососудистой дистонией и т.д.

Родителям надо многое знать и уметь, чтобы правильно организовать процесс физического воспитания сына или дочери. Если ребенку до семилетнего возраста не привьют привычки регулярно выполнять физические упражнения, если он не окрепнет и не приобретет необходимых навыков и умений, то с первого года обучения в школе ему придется трудно, поскольку учебный процесс требует значительного умственного и нервно-психического напряжения.

Школьные уроки физкультуры не могут полностью компенсировать дефицит движений. В результате у детей снижается жизненный тонус, быстрее наступает утомление, что, в свою очередь, приводит к малоподвижности.

Еще сложнее обстоит дело с ослабленными детьми. Многие из них оказываются в числе освобожденных от уроков физкультуры. Занятия в спецгруппах либо не проводятся вообще, либо недостаточно хорошо организованы, и дети стараются избежать их. Родители же зачастую предпочитают оберегать ребенка с ослабленным здоровьем от так необходимой ему двигательной активности. (В.Н. Велитченко, 1998).

Лишь один из пяти российских первоклассников является здоровым. По окончании школы, полностью здоровыми оказываются вдвое меньше подростков (2,5%), а хроническими заболеваниями страдают 70 процентов выпускников.

Такие данные привел главный педиатр РФ, академик РАМН профессор Александр Александрович Баранов на Европейском Конгрессе по вопросам школьной и университетской медицины в Москве.

По данным врача, за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, а детей в возрасте 15–17 лет – на 65 процентов. По словам Александра Александровича (2012), уровень физического развития детей постоянно снижается. Так, в настоящее время лишь половина выпускников школ способны выполнить возрастные нормативы физической подготовки.

Ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, не сформирован как личность, не имеет жизненного опыта и сложившегося мировоззрения. Психика ребёнка, особенно больного, неустойчива, ранима. Ребёнок зависит от окружающих, и прежде всего от родителей, врачей и учителей. Дети весьма болезненно, гораздо сильнее, чем взрослые, относятся ко всем физическим недостаткам и дефектам.

Болезнь влечёт за собой как телесные изменения, так и психологические: общее нарушение активности и внимания. Для детей с ослабленным здоровьем характерна быстрая утомляемость, физическая и психическая истощаемость, гиперактивность или заторможенность, неуправляемость поведения. Для них очень сложно концентрироваться на одном типе заданий. (Е.А. Бабенкова, 2003).

Таким образом, анализ научно-методической литературы по изучаемой проблеме показал, что здоровье детей младшего школьного возраста за последние десятилетия претерпело значительные изменения. Причиной тому является возрастающее загрязнение окружающей среды, неудовлетворительные социально-экономические условия, гиподинамия и малоподвижный образ жизни и конечно не соблюдение здоровьесберегающих факторов (привитие здорового образа жизни). Учёные и практики пришли к выводу о необходимости систематизации различных сторон здоровья, методики оценки для целенаправленного воздействия на всестороннее гармоничное развитие ребёнка, его полноценного физического и психического развития.

Анализ существующих методик проведения физкультурно-оздоровительных занятий с ослабленными (часто болеющими) детьми младшего школьного возраста

Наталья Николаевна Седых (2011) в своей программе «Коррегирующая гимнастика для детей с ослабленным здоровьем» в целях лечения и профилактики нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия использовала такие средства как: упражнения для формирования правильного дыхания, звукоречевая гимнастика, подвижные игры, ходьба, бег, игры на координацию, упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки, упражнения игрового характера, упражнения с предметами (гимнастическая палка, мяч, и др.), упражнения при грудном кифозе, упражнения с мешочками на голове, эстафеты.

Основные задачи программы Н.Н. Седых (2011):

Формирование и закрепление осанки, за счёт укрепления мышечного аппарата спины.

Укрепление мышц стопы.

Нормализация функциональных возможностей дыхательной системы посредством дыхательных упражнений.

Пикула Любовь Васильевна (2011) в своей авторская программе по лечебной физкультуре для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе ставила следующие задачи:

Оздоровительные задачи:

охрана жизни и укрепления здоровья;

укрепление связочно-суставного аппарата;

совершенствование деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем;

способствовать правильному функционированию внутренних органов;

увеличение жизненной емкости легких;

совершенствование деятельности ЦНС.

Образовательные задачи:

формирование двигательных навыков и умений;

развитие физических качеств (ловкость, гибкость, равновесие, выносливость);

привитие навыков гигиены;

сообщать знания, связанные с физическим воспитанием: о пользе занятий ЛФК, о значении и технике физических упражнений, методике их проведения;

знания о явлениях природы, общественной жизни.

Воспитательные задачи:

воспитание положительных черт характера: организованность, дисциплинированность, скромность;

формирование нравственных качеств: честность, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, уверенность в своих силах, настойчивость в преодоление трудностей, выдержка;

воспитывать самостоятельность, сообразительность, находчивость.

Организация и контроль учебного процесса.

Нагрузка на занятиях ЛФК осуществляется с учетом возраста школьников, показателей их физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса.

Курс включает в себя 15 – 20 занятий, которые проводятся 2 раза в год. Занятия ЛФК включают в себя три периода:

1. Вводный период проводится в виде тестирования. По его итогам получаем оценку функционального состояния организма ребенка.

2. Основной период включает в себя:

упражнения по совершенствованию дыхания;

общеразвивающие упражнения;

корригирующие упражнения;

тренировки мышечной дыхательной и сердечно – сосудистой систем с индивидуальным дозированием нагрузки и дальнейшим её возрастанием.

3. Заключительный период, в ходе которого осуществляется дальнейшее совершенствование и закрепление техники выполнения общих развивающих упражнений и индивидуальных комплексов специальных упражнений. На этом этапе подводятся итоги всех занятий, даются рекомендации для самостоятельных занятий.

Из средств физической культуры авторы выделяют следующие, которые, по их мнению, дают хороший оздоровительный эффект: общеразвивающие упражнения, упражнения с предметами, бег, лыжи, ритмическая гимнастика, дыхательная гимнастика, сюжетные игры с длительными беговыми нагрузками, игры на координацию движений и равновесие, эстафеты.

Необходимо отметить, что комплексное использование средств физического воспитания – естественных сил природы, гигиенических факторов и физических упражнений, рассматривается как основное условие решения задач оздоровления.

Другие авторы к физкультурно-оздоровительной работе относят комплекс закаливающих процедур – воздушных, солнечных, водных, где основными правилами являются: систематичность, постепенность, комплексность, учёт климато-географических условий, положительное эмоциональное отношение к процедуре.

Важно подчеркнуть большую роль влияния дыхательных упражнений на функцию дыхательной системы и всего организма в целом (Н.Н. Седых, 2011). Определённые типы дыхания могут повысить сопротивляемость организма различным инфекциям.

Так игра в волейбол способствует развитию мышечного аппарата, помогает выработать такие жизненно необходимые физические качества, как быстрота реакции, ловкость, выносливость; укрепляет дыхательную, сердечнососудистую и мышечную системы; снимает умственную усталость.

Волейбол оказывает положительное воздействие на организм, не перегружая основные системы и органы. По единодушному мнению медиков и специалистов по физической культуре и спорту лечебно-оздоровительные возможности волейбола огромны. Игру в волейбол можно рекомендовать (при периодическом врачебном контроле) в качестве дополнения к медицинским методам лечения даже больным, страдающим сердечнососудистыми заболеваниями – атеросклерозом и гипертонической болезнью (в первой стадии развития). При условии правильной методики тренировки, когда нагрузки постепенно повышаются, у занимающихся волейболом реже становится сердечный ритм, снижается артериальное давление и частота дыхания в состоянии покоя.

Анализ литературных источников позволяет сделать вывод об актуальности и значимости выбранной темы исследования: методика профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий. Авторы во многом сходятся в методике проведения занятий с ослабленными детьми младшего школьного возраста, но всё же некоторые методики требуют дополнения.

Анализ литературных источников показал, что при разработке методики проведения занятий с ослабленными детьми младшего школьного возраста авторы используют такие средства физической культуры как: гигиеническая гимнастика, общеразвивающие упражнения, ритмическая гимнастика, дыхательная гимнастика, подвижные игры и всё это в комплексном использовании средств физического воспитания – естественных сил природы, которые направлены на профилактику заболеваний (часто болеющих) детей. Но в изученных методиках нет средств на основе техники (элементов) спортивных игр. Что в свою очередь будет эффективным средством профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей.

Таким образом, научная проблема данной работы заключается в разработке методики проведения занятий с ослабленными (часто болеющими) детьми младшего школьного возраста на основе технических приёмов спортивной игры в волейбол на внеурочных формах занятий.

Новые статьи:

Наставления учителям
Л.Н. Толстой писал, что не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему признанию. ...

Бакалавриат - магистратура и рынок труда
Известно, что в тех странах, где система «бакалавриат-магистратура» не имеет исторических традиций (Германия, Франция), выпускники с дипломом бакалавра испытывают определенные трудности с трудоустройством. Работодатель просто не знает, чему соответствует непривычная степень, каков ее компетентностн ...

Внешняя и внутренняя организационная структура коллектива ПТУ
На процесс функционирования учебной группы серьезное влияние оказывает ее организационная структура. Коллектив ПТУ имеет следующую внешнюю организационную структуру: в состав училища входит большое количество учебных групп; их количество может быть различным. ПТУ имеют в своем составе 2 педагогичес ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru