В первой графе таблицы мы привели пример использования аудирования как средства обучения, а во второй – как цели.
Можно выделить следующие особенности представленной в УМК методики обучения аудированию как виду речевой деятельности:
– однократное предъявление текста;
– обучение аудированию, как правило, осуществляется на материале целого – текста;
– методика работы с аудитивными текстами подразделяется на предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы;
– авторами предусмотрены оригинальные задания на адаптацию к индивидуальной манере речи носителей языка;
– упор сделан на предтекстовый этап, чтобы мотивировать учащихся на осознанное желание слушать и извлекать знания, опираясь на уже изученный языковой материал;
– предтекстовые вопросы предусматривают глобальное и детальное понимание текста
– послетекстовые задания поощряют учащихся высказывать свое собственное мнение и эмоциональное отношение, носят творческий характер и соответствуют аспекту аутентичности (задания, стимулирующие взаимодействие с текстом, основанные на таких операциях, которые совершаются во внеучебной среде при работе с источниками информации; задания, развивающие догадку, так как она является аутентичным коммуникативным действием, стимулирующим мыслительную деятельность, к которому учащиеся прибегают в повседневном общении).
Таким образом, анализ данного УМК показал, что представленные в нем аудитивные материалы и задания к ним соответствуют критериям аутентичности.
Мы считаем, что именно таким должен быть современный учебно-методический комплекс для обучения иностранному языку, и правильно организованная работа с ним может дать быстрые и эффективные результаты в обучении аудированию как виду речевой деятельности.
При проведении исследований нами были поставлены следующие цели:
1) выяснить мотивацию учащихся 2 курсов к изучению иностранного языка;
2) определить уровень обученности аудированию как виду речевой деятельности;
Мы проводили исследование в группе ООП-2.08 политехнического колледжа. Эта группа поделен на 2 подгруппы. 1-я подгруппа – 11 учащихся, 2-я – 12.
Результаты проведенных исследований (анкетирование учащихся, наблюдение на уроках, беседы с учителями) показали следующее.
В ходе анкетирования учащимся были предложены следующие вопросы:
1. Считаете ли Вы английский язык необходимым предметом для вашей профессиональной и повседневной жизни?
2. Если нет, то назовите причину?
3. Если да, то как знание английского языка повлияет на вашу дальнейшую жизнь?
4. Как Вы думаете, в каких сферах жизнедеятельности Вы найдете ему применение в будущем?
Результаты анкетирования показали, что все учащиеся считают знание иностранного языка неотъемлемой частью современной жизни. Хотя причины тому приводились самые разнообразные
– «каждый уважающий себя человек должен знать хотя бы один иностранный язык»;
– «потому что знания английского языка помогают пользоваться компьютером и интернетом»;
– «без знаний иностранного языка невозможно найти высокооплачиваемую работу в крупном городе и получить продвижение по карьерной лестнице»
– «самые хорошие записи (музыкальные) все на английском»;
– «мне просто нравится звучание многих английских слов»; и так далее,
но главное то, что все учащиеся осознают практическую значимость иностранного языка, его ориентацию на жизненное применение.
При наличии несомненно положительных результатов в плане обучения иностранному языку на 2 курсах политехнического колледжа (четкая мотивация к изучению иностранного языка, достаточно серьезное отношение к иностранному языку как к предмету), здесь также присутствуют и негативные моменты.
Из бесед с преподавателями и учениками мы выяснили, что аудированию уделяется меньше внимания, нежели другим видам речевой деятельности. Учителя объясняли это тем, что часов на иностранный язык на данном этапе выделено немного, да и согласно требованиям программы ведущим видом речевой деятельности на старшем этапе обучения считается чтение и работа с текстами, так что на аудирование времени практически не остается.
Опорные конспекты как один из способов реализации
принципа системности и систематичности при изучении химии в средней
общеобразовательной школе
Одним из приемов реализации принципов обучения, в частности принципа системности и последовательности, является так называемая система В. Ф. Шаталова, в основу которой положены опорные конспекты (схемы, сигналы). Примером таких сигналов по химии могут быть опорные схемы, разработанные И.И. Супоницк ...
Возрастные предпосылки возникновения представлений о
самоценности личности
Исследователи выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в во ...
Клинико–психолого–педагогическая характеристика детей с речевыми
нарушениями
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Наличие органического поражения головного мозга обуславливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях. У многих из них выя ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.