Отделения Риторической ассоциации в Барнауле (А.А.Чувакин), Пятигорске (Н.А.Грейдина), Туле (Л.А.Константинова), Салехарде (С.Е.Тихонов) также имеют самостоятельные школы и концепции в решении научных и методических проблем риторики. Это кажущееся формальным перечисление необходимо для того, чтобы представить объем сегодняшнего риторического знания в России, знакомство с которым считают излишним некоторые претендующие на популярность авторы.
Естественно, что имеется ряд авторитетных авторов, чье творчество остается как бы вне контактов с Риторической ассоциацией (Т.Г.Хазагеров, Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова и др.). Пожалуй, недостаточно изучается опыт зарубежных риторик, как впрочем, и за рубежом мало известно об исследованиях, ведущихся в нашей стране.
Понятно, что толкование риторики как науки у всех перечисленных авторов неоднозначно. Разномыслие необходимо науке, в то же время еще на первых конференциях звучали призывы найти более или менее однозначное определение науки риторики. В данном случае представляется необходимым высказать несколько полемических суждений относительно принципиальных задач риторики:
1. Риторика – мировоззренческая речевая дисциплина, поэтому далеко не безразлично, на каких мыслях, идеях, ценностных постулатах, выраженных в текстах, будут разворачиваться всякая теория и педагогическое обучение. Именно здесь центр большинства противоречий, приятия или неприятия той или иной концепции. Эта содержательно-стилевая ориентация всякой научно-педагогической теории (патриотическая, либерально-демократическая, массово-коммуникативная) проявлена как в научных постулатах, так и в учебных текстах.
2. Объем риторики – это подтверждается классической традицией – не должен ограничиваться частными проблемами элоквенции или ораторского искусства. Современная риторика – учение о порождении и реализации высказывания на всех этапах его создания и исполнения. При этом риторика рассматривает также вопросы этоса, т.е. внешних условий создания речи (место, время, сроки речи), от которых зависит содержание речи. Риторика не может ограничиваться только говорением (Е.В.Клюев) или ораторским искусством (Ч.Б.Далецкий), но включает обращение ко всем родам, видам и жанрам современной словесности. Современная риторика включает как риторику диалога (ее должно понять в широком смысле, например, как продолженный обмен многократными высказываниями), так и риторику монолога, понимая под монологом условие-договоренность о том, что пространную речь держит одно лицо.
3. Сущность риторики рассматривается в контексте научного знания, т.е в сопоставлении, по крайней мере, со следующими дисциплинами: классическими (грамматика, логика / диалектика, поэтика, словесность, стилистика, культура речи), нефилологическими (философия, этика, психология – ср. такие разделы как этика речи, психология общения), современными речеведческими дисциплинами (связи с общественностью, имиджелогия, менеджмент, культура общения – многие из перечисляемых дисциплин заимствуют риторические знания без ссылки на риторику). В то же время риторика сохраняет свой предмет, оставаясь фундаментальным учением о речи.
Возрастные особенности музыкального развития старших дошкольников
"Музыкальное образование дошкольников может быть успешным лишь в том случае, если педагог, организующий процесс взаимодействия ребенка с музыкой, будет учитывать психологические особенности детей дошкольного возраста, знать специфику воздействия музыки на ребенка" [13;44]. Т.е. знание воз ...
Понятие об аудировании как виде речевой деятельности
Распознавание устной речи, или аудирование, в плане обучения этому виду речевой деятельности, представляет собой сложную и далеко не решенную проблему. А ведь именно аудирование (как об этом говорят отечественные и зарубежные методисты) определяет дальнейшем успех или неуспех всего практического об ...
Цели место и изучения
функциональной линии
Ни одно из других понятий не отражает явлений реальной действительности с такой непосредственностью и конкретностью, как понятие функциональной зависимости. Ученик буквально на каждом шагу встречается с разными применениями функциональной зависимости, в том числе изображённой в виде графиков и диаг ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.