Информация о педагогике » Формирование знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста посредством наблюдения » Наблюдение – как средство формирования у старших дошкольников знаний об аквариумных рыбках его

Наблюдение – как средство формирования у старших дошкольников знаний об аквариумных рыбках его

Страница 2

Длительное наблюдение.

Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие животных, установление их основных изменений. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития животного. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко.

Воспитатель побуждает детей каждый раз рассмотреть объект, сравнить его состояние с трем, что было раньше, определить признаки по которым изменение хорошо заметно. Запомнить детям происходящее с объектом изменения помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения. В итоге следует воспроизвести весь цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательно проводится заключительное наблюдение.

Наблюдение с использованием раздаточного материала.

Во время наблюдения часто используют раздаточный материал. Каждый ребенок или два – три воспитанника получают для рассматривания набор объектов. Такая организация занятия довольно эффективна. Она способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о животных, развитию дифференцированного восприятия. Особое место в наблюдении с использованием раздаточного материала отводится обследованию животных, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства. Однако такое наблюдение предполагает сочетание индивидуальной работы с детьми с коллективной, что усложняет его организацию.

Проводя такие занятия, воспитатель должен учитывать требования охраны природы, побуждать детей к бережному отношению к ней.

Изучая наблюдение с методических позиций, ученые выделили ряд требований к его организации и проведению.

1. Цели и задачи наблюдения должны быть четкими и конкретными. При этом задачи должны носить познавательный характер, стимулировать развитие мыслительной активности детей.

2. Для каждого наблюдения следует отбирать небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формируются у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в процессе использования педагогом циклов наблюдений за одним и тем же объектом). Каждое последующее наблюдение должно уточнять, закреплять и конкретизировать, расширять полученные представления.

3. В организации наблюдений следует продумывать систему, их взаимосвязь, что обеспечит осознание детьми тех процессов и явлений, которые они наблюдают.

4. Наблюдение должно стимулировать интерес детей, их познавательную активность.

5. Знания, полученные детьми в результате наблюдений за объектами, предметами природы, должны подкрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью использования других методов работы с детьми по экологическому образованию (словесных и практических).

Методика проведения наблюдения в старшей группе.

Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи. В ходе занятия воспитатель чаще использует вопрос – задание, требующее от детей умение наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения. Например, во время наблюдения за аквариумными рыбками воспитатель дает задание: «Посмотрите и расскажите чем отличается гуппи от рыбки, которая жила у нас раньше?» дополнительные вопросы он задает лишь в случае затруднения, предоставляя детям возможность самостоятельно понаблюдать за новой рыбкой. Педагог использует сравнения по общим (сходным) признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий. Воспитатель стремится к тому, чтобы обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. Особое место среди педагогических методов и приемов занимает вопросы поискового характера. Именно они помогают детям понять взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями природы. Заканчивается наблюдение обобщением.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Анализ динамики рынка образовательных услуг Алтайского края
Динамику системы высшего образования в последнее десятилетие отличают, с одной стороны, заметный рост и значительные достижения, а с другой - накопление и обострение множества проблем. Развитие альтернативных форм образования, отказ от обязательной системы распределения выпускников и недостаточное ...

Аудирование как речевой вид деятельности. Трудности понимания речи на слух
Аудирование является сложной рецептивной мыслительно-мнемической деятельностью, связанной с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении. Несмотря на значительное количество исследований, посвященных обучению аудированию, и на наличие в средней ...

Развитие образования и педагогической мысли в эпоху Возрождения
В эпоху Возрождения, когда происходило разложение феодализма и зарождение буржуазного общества, педагогическая мысль получила дальнейшее развитие в трудах мыслителей Ренессанса. Для этого периода характерен расцвет науки, литературы, искусства (Коперник, Тициан, Леонардо да Винчи). Зарождалась нова ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru