Длительное наблюдение.
Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие животных, установление их основных изменений. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития животного. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко.
Воспитатель побуждает детей каждый раз рассмотреть объект, сравнить его состояние с трем, что было раньше, определить признаки по которым изменение хорошо заметно. Запомнить детям происходящее с объектом изменения помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения. В итоге следует воспроизвести весь цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательно проводится заключительное наблюдение.
Наблюдение с использованием раздаточного материала.
Во время наблюдения часто используют раздаточный материал. Каждый ребенок или два – три воспитанника получают для рассматривания набор объектов. Такая организация занятия довольно эффективна. Она способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о животных, развитию дифференцированного восприятия. Особое место в наблюдении с использованием раздаточного материала отводится обследованию животных, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства. Однако такое наблюдение предполагает сочетание индивидуальной работы с детьми с коллективной, что усложняет его организацию.
Проводя такие занятия, воспитатель должен учитывать требования охраны природы, побуждать детей к бережному отношению к ней.
Изучая наблюдение с методических позиций, ученые выделили ряд требований к его организации и проведению.
1. Цели и задачи наблюдения должны быть четкими и конкретными. При этом задачи должны носить познавательный характер, стимулировать развитие мыслительной активности детей.
2. Для каждого наблюдения следует отбирать небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формируются у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в процессе использования педагогом циклов наблюдений за одним и тем же объектом). Каждое последующее наблюдение должно уточнять, закреплять и конкретизировать, расширять полученные представления.
3. В организации наблюдений следует продумывать систему, их взаимосвязь, что обеспечит осознание детьми тех процессов и явлений, которые они наблюдают.
4. Наблюдение должно стимулировать интерес детей, их познавательную активность.
5. Знания, полученные детьми в результате наблюдений за объектами, предметами природы, должны подкрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью использования других методов работы с детьми по экологическому образованию (словесных и практических).
Методика проведения наблюдения в старшей группе.
Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи. В ходе занятия воспитатель чаще использует вопрос – задание, требующее от детей умение наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения. Например, во время наблюдения за аквариумными рыбками воспитатель дает задание: «Посмотрите и расскажите чем отличается гуппи от рыбки, которая жила у нас раньше?» дополнительные вопросы он задает лишь в случае затруднения, предоставляя детям возможность самостоятельно понаблюдать за новой рыбкой. Педагог использует сравнения по общим (сходным) признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий. Воспитатель стремится к тому, чтобы обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. Особое место среди педагогических методов и приемов занимает вопросы поискового характера. Именно они помогают детям понять взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями природы. Заканчивается наблюдение обобщением.
Экскурсия как основной прием формирования у младших школьников умения
наблюдать в процессе проведения экскурсии
Наблюдение как метод познания окружающей действительности играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретические построения. Ведение наблюдений за предметами или явлениями оказывает большое влияние на формирование ...
Теория поэтапного формирования умственных действий
развивающий обучение интенсификация умственный Суть теории: в основе теории лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее, умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений, происходит путем интериоризации, т.е. поэтапным переходом «ма ...
Основные
проблемные ситуации при изучении темы «Предельные однооосновные кислоты»
Карбоновые кислоты – класс органических соединений, молекулы которых содержат карбоксильные группы СООН, их различают по строению углеводородного остатка, по числу карбоксилов, наличию дополнительных функциональных групп (гидроксильных ОН, аминных NН2 и др.). Обладают слабыми кислотными свойствами. ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.