Информация о педагогике » Этапы проведения и оформления научных исследований » Две стадии развития мышления: донаучная и научная

Две стадии развития мышления: донаучная и научная

Страница 4

Переход к систематическому обучению в школе, к развивающему обучению изменяет ориентировку ребенка в окружающих его явлениях действительности. На донаучной стадии развития мышления ребенок судит об изменениях с эгоцентрических позиций, но переход к усвоению новых способов решения проблем меняет сознание ребенка, его позицию в оценке предметов и изменений, происходящих с ним. Развивающее обучение подводит ребенка к усвоению научной картины мира, он начинает ориентироваться на общественно выработанные критерии.

Человек понимал несовершенство практического мышления (сознания), поэтому целенаправленно двигался по пути его оттачивания и превращения в надежный инструмент в деле освоения и преобразования окружающей природы. И первый шаг, который им был сделан в этом направлении, был шагом в сторону создания особых средств с целью придания обыденно-практическим знаниям специализированный вид. Это стало возможным только в рамках определенной духовной (философской) деятельности, которая специализировалась на познании природы и человека. Философское осмысление окружающей действительности имело важное значение для человека в деле его утверждения как разумного существа. Однако философское исследование вещей и явлений, в силу специфики ее предмета и объекта познания, не могло дать объективно истинных знаний о них. По мере возникновения необходимости в таких знаниях, не только в собственно интеллектуальном, но и в практическом смысле, из философии стала отделяться относительно самостоятельная познавательная сфера, в рамках которой осуществлялось объективное исследование действительности и поиск закономерностей ее возникновения и развития с помощью специализированных средств и методов. С возникновением науки знания стали обретать истинностное значение, а истина становилась научной по мере ее обоснования специализированными средствами науки и “этим научное знание отличается от других форм утверждения истины - уверенности, мнения и т.п.”. Одновременно с этим процессом стали формироваться демаркационные черты научного и ненаучного знаний. Обоснованные научные знания стали обладать определенными атрибутивными свойствами - системностью, истинностью, интерсубъективностью, доказательностью и другими. С возникновением науки как специфической деятельности, ориентированной на производство и воспроизводство объективного знания, адекватно отражающего суть реальных связей и отношений и глубинные причинно-следственные зависимости объектов, формируется и соответвующий ей тип мышления - научное мышление. Научное познание осуществляется на основе точных методов установления, отбора, обобщения и организации. Следовательно, научное мышление представляет собой продукт сложного познавательного процесса, включающего в себя выделение объекта и предмета исследования, использование множества различных логических приемов и методов, специального языка. В научном познании мыслительные действия направлены на исследование глубинной сущности реального мира, связей и отношений его вещей и процессов, законов его существования и развития. В ходе сложных мыслительных операций познается становящийся и изменяющийся мир. Мышление позволяет объяснить не только существующее, но и предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, а формируемые им знания отражают объективные законы и закономерности.

Наука и научное мышление тесно взаимосвязаны между собой, но не тождественны. Наука в целом является завершившимся процессом, результатом мыслительной деятельности. В этом плане наука выступает как сложившаяся система, содержание которой включает продукты деятельности мышления - аксиомы, постулаты, принципы, эмпирические факты и закономерности, гипотезы и теоретические законы, понятийно-категориальные структуры и методы. Научное же мышление есть определенный способ производства содержания этой системы. Развитие науки неотделимо от развития научного мышления. В познавательной деятельности они выступают как форма и содержание, и тем самым составляют единство противоположностей, неразрывно связанные собой и дополняющие друг друга. В основе их диалектического единства лежит противоречие между существующими наличными знаниями, с одной стороны, и мыслительной активностью, связанной с поиском и производством новых знаний, несоответствующих установившимся научным представлениям - с другой. Содержание более подвижно и активно, чем форма. Оно имеет тенденцию к постоянному развитию и совершенствованию. Непреодолимая тяга к проникновению в сущностное основание исследуемой реальности есть характеристика содержания, значит и научного мышления. Форма же тяготеет к устойчивости и стабильности, долгому сохранению качественной определенности. Это чревато обострением противоречий и может конце концов привести к ликвидации единства формы и содержания. Подобного рода конфликтные ситуации приводят к отрицанию старой формы - то бишь существующих форм знания - как консервативной и отжившей свое соответствие действительности. Диалектическое отрицание формы связано с удержанием положительного, ценностного и необходимого для становления новой системы связей и отношений. Формирование новой системы всегда сопряжено с активизацией мыслительной деятельности: идет процесс создания идеальных объектов, умозрительных конструктов, построения теоретических концепций с выведением новых законов. Смена старого и становление нового является непрерывным процессом, характеризующимся условие прогрессивного развития науки и мышления.

Страницы: 1 2 3 4 

Новые статьи:

Связь живописи и поэзии
Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Отмечая влияние искусства на эстетическое воспитания дошкольников, Н. ...

Методика использования литературного творчества в речевом развитии учащихся
В предыдущей главе были рассмотрены теории развития речи, в том числе с использованием малых форм фольклора. Для проверки эффективности разработанного комплекса, был проведен педагогический эксперимент на базе МОУ лицей №8 г. Махачкала. Прежде чем приступить к определению основных методов и форм их ...

Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы
Для правильного проведения самостоятельной работы следует пользоваться методическими рекомендациями. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Недооценка этого требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, дел ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru