Информация о педагогике » Этапы проведения и оформления научных исследований » Формулирование выводов и оценка полученных результатов

Формулирование выводов и оценка полученных результатов

Страница 2

Валидность выводов – обязательное условие формулирования рекомендаций-предложений, направленных на преобразование изученного объекта. Рекомендации, завершающие эмпирические социологические исследования, должны соответствовать минимуму следующих требований:

* обоснованность выводами, причем не только практически, но и теоретически значимыми;

* конкретность, полная определенность, отсутствие отвлеченных от реальных проблем пожеланий;

* результативность, установление параметров изменения объекта под воздействием выполнения рекомендации;

* выполнимость, учет наличия необходимых для реализации каждой рекомендации ресурсов (временных, людских, материальных, финансовых и др.);

* адресность, определение конкретных инстанций, организаций, людей, способных исполнить рекомендацию;

* технологичность, установление последовательности операций, обеспечивающих реализацию рекомендаций;

* системность, учет взаимодействий между всеми рекомендациями и итогами их выполнения.

Социологические рекомендации – не обязательные для заказчика предписания. Как правило, заказчики реализуют не всю их систему, а только часть. Это создает новые проблемы в их взаимоотношениях с социологами. В связи с тем, что рекомендации имеют системный характер, выполнение лишь некоторых из них не дает обещанного эффекта. Обвинять в этом следует не социологов, а заказчиков.

Независимо от вида исследования его результаты всегда должны быть оценены. Оценка результатов проводится для того, чтобы выяснить, что произошло и почему.

Итоги анализа и интерпретации социологических данных излагаются в документах, имеющих как теоретическое, так и практическое значение. Это: отчет по итогам исследования, приложение к отчету и информационная или аналитическая справка (записка), содержащие информацию, выводы и рекомендации, на основе которых в последующем принимаются управленческие решения. В исследовательском смысле – это банк социологических данных, которые могут использоваться в будущем в качестве исходной информации при проведении повторных исследований по аналогичной теме, изучении динамики объекта; в качестве базовых показателей при вторичном анализе в целях поиска ответов на новые вопросы; в качестве вспомогательных документов при разработке методического инструментария нового исследования. Отчет по итогам исследования – основной документ. Его структура соответствует общей логике операционализации ключевых понятий. Но если при операционализации в своих рассуждениях идет от абстрактного к конкретному путем дедукции, то при подготовке отчета он следует логике индукции, т.е. осуществляет постепенное сведение (интеграцию) социологических данных в показатели. Такой переход от частного к общему завершается ответом на основную гипотезу исследования. Общее число разделов в отчете, как правило, соответствует числу гипотез, требующих проверки. В целом уместно придерживаться следующей структуры отчета: первая глава включает краткое обоснование актуальности исследованной проблемы и характеристику исследования (выборка, репрезентативность данных, методы сбора информации и др.);во второй главе приводится характеристика объекта исследования по социально ‑демографическим признакам (пол, возраст, образование и др.);третья глава и последующие посвящены проверке гипотез; последняя глава отчета включает общие выводы, а также практические рекомендации. В соответствии с характером предмета исследования главы могут разбиваться на параграфы. Каждая глава и раздел завершаются формулировкой максимального числа частных выводов, вытекающих из интерпретации данных, соответствующих тематике главы и раздела. Объем отчета не ограничивается. В зависимости от вида исследования и числа решаемых в его ходе задач он может быть изложен и на нескольких десятках, и на двух-трех сотнях страниц. На основе отчета составляется аналитическая записка объемом от 5 до 25 страниц. Структура записки идентична структуре отчета, однако логика изложения в ней материала как бы «перевернута». Если в отчете при написании главы сначала осуществляются анализ и интерпретация социологических данных, а потом на этой основе делаются выводы, то в справке каждый пункт излагается в форме выводов и рекомендаций (иногда рекомендации выносят в конец справки), а социологические данные приводятся лишь для подтверждения, иллюстрации выводов. Поэтому в аналитической справке таблицы и графики, как правило, не используются либо используются в ограниченном количестве и в максимально упрощенной форме, а в качестве доказывающих аргументов берутся наиболее общие, усредненные числовые величины. Приложение к отчету содержит все методологические и методические документы исследования (программу, план, инструментарий сбора первичной информации, описание модели выборки), а также те социологические данные (таблицы, графики, индивидуальные мнения, перечень наименований, адресов и т.д.), которые не вошли в отчет при поиске ответа на основную гипотезу. Эти документы могут быть с успехом использованы при разработке программы нового исследования. Подготовкой указанных документов завершается научная реализация цели и функций социологического исследования.

Страницы: 1 2 

Новые статьи:

Основные дидактические функции задач по теме "Площади фигур" и их реализация в учебном процессе
Сборник задач "на площади". Типология задач сборника площадь фигура учебник школа В данном сборнике представлены задачи следующих блоков: 1) Измерение площадей; 2) Вычисление площадей; 3) Метод площадей; 4) Разные задачи. Результат сравнительного анализа школьных учебников по геометрии уб ...

Особенности учебной и обучающей деятельности в русле компьютерного обучения
Компьютеризация в наше время охватила все сферы деятельности и неотвратимо входит в одну из самых консервативных областей – образование. Инертность системы образования – качество положительное, поскольку ставит заслон в сфере обучения быстро проходящей моде, конъюнктуре, личностным амбициям руковод ...

Социально-педагогические аспекты организации самоуправленческой деятельности учащихся в процессе ПО
Социальный аспект формирования у будущих рабочих опыта организационно-управленческих отношений располагается в социальном заказе нашего общества на личность труженика, готового и способного наряду с выполнением производственных функций участвовать в управлении производственными и общественными дела ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru