Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного восприятия детей, введение их в мир большого искусства. То, о чем расскажет художник на полотне и с чем впервые соприкоснется дошкольник, что откроет перед его взором, чему удивится и чем восхитится он – все это станет основой формирования эстетического вкуса, устойчивого интереса к живописи как источнику познания мира.
При отборе произведений живописи для рассматривания с детьми учитывают принцип актуальности выраженного в жанровой живописи социального явления. Из жанровой живописи у детей вызывают интерес те картины, в которых отражается современная жизнь в нашей стране и посвященные знаменитым событиям и сезонным изменениям в природе.
В отборе произведений по форме учитывается принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения.
По колористическому решению отбираются картины выполненные художником в холодной цветовой гамме, основанной на цветовом контрасте – яркие цветные пятна и спокойные мазки, живые, яркие, сочные краски.
Композиционное решение – отбираются Карпины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, ассиметрично, симметрично в центре, статично, динамично.
Картины художников отличаются манерой исполнения: ритмичным изображением линий, мазков, стилизованностью, обобщенностью или детализацией изображаемых предметов и образов, их объемным и плоскостным изображением.
Принцип концентричности. Суть заключается в возрасте к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познаний. В разных возрастных группах показывается одна и та же картина, но внимание направлено на разные цели: выделить отдельные образы, определить настроение, проанализировать и так далее. Этот принцип позволяет воспитателю постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений, раскрыть перед ними новое понимание, воспитывать устойчивый интерес к живописи.
- важно правильно осуществлять отбор произведений живописи.
- произведения должны реалистически отражать знакомые детям явления природы и общественной жизни.
- в картине должна быть четко выражена идея, замысел художника.
Тема произведения должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям.
Детям старшего дошкольного возраста доступны темы, отраженные в жанровой живописи; социальная активность людей в труде, любовь их к своей Родине, гуманное отношение людей.
Дошкольников знакомят с картинами, созданными разными художниками на одну и ту же тему.
Волкова Н.Н. в своей книге «Воспитание картины» отмечает, что восприятие человека определяется:
Всей суммой сигналов, действующих непрерывно на различные рецепторы человека.
Восприятие человека целенаправленно. Оно определяется жизненной задачей, характером деятельности, вообще практикой людей.
Восприятие определяется всем предшествующим опытом, длительно накопленной и непосредственно предшествующей информации о внешнем мире.
Характер и ход восприятия определяются только что создавшимся предрасположением, которое могло быть вызвано и несознательно поставленной задачей.
Установкой восприятия служит общественная оценка, выраженная в слове. Каждый экскурсовод должен создать установку на наиболее полное раскрытие образа. Язык рассказа должен быть красочным, но красочным в соответствии с действительным богатством картины, не отвлеченно красочным чтобы, рисуя общее вскрывать ассоциативные ходы, связи, отношения.
Особенности учебной и обучающей деятельности в русле компьютерного обучения
Компьютеризация в наше время охватила все сферы деятельности и неотвратимо входит в одну из самых консервативных областей – образование. Инертность системы образования – качество положительное, поскольку ставит заслон в сфере обучения быстро проходящей моде, конъюнктуре, личностным амбициям руковод ...
Анализ педагогических подготовок к формированию
знаний учащихся
Основная структурная единица педагогического процесса - классный урок. В нем концентрируются все элементы обучения и воспитания, обусловливается их непрерывная динамика и последовательное положительное воздействие на учащихся. Педагогическая сущность и образовательное воздействие урока проявляется ...
Принципы личностно – ориентированного профессионального обучения
В современной педагогике большинство исследователей выделяют две парадигмы образования: когнитивную и личностную. В соответствии с когнитивной парадигмой образование рассматривается по аналогии с познанием, а его процесс: постановка целей, отбор содержания, выбор форм, методов и средств обучения – ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.