Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного восприятия детей, введение их в мир большого искусства. То, о чем расскажет художник на полотне и с чем впервые соприкоснется дошкольник, что откроет перед его взором, чему удивится и чем восхитится он – все это станет основой формирования эстетического вкуса, устойчивого интереса к живописи как источнику познания мира.
При отборе произведений живописи для рассматривания с детьми учитывают принцип актуальности выраженного в жанровой живописи социального явления. Из жанровой живописи у детей вызывают интерес те картины, в которых отражается современная жизнь в нашей стране и посвященные знаменитым событиям и сезонным изменениям в природе.
В отборе произведений по форме учитывается принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения.
По колористическому решению отбираются картины выполненные художником в холодной цветовой гамме, основанной на цветовом контрасте – яркие цветные пятна и спокойные мазки, живые, яркие, сочные краски.
Композиционное решение – отбираются Карпины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, ассиметрично, симметрично в центре, статично, динамично.
Картины художников отличаются манерой исполнения: ритмичным изображением линий, мазков, стилизованностью, обобщенностью или детализацией изображаемых предметов и образов, их объемным и плоскостным изображением.
Принцип концентричности. Суть заключается в возрасте к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познаний. В разных возрастных группах показывается одна и та же картина, но внимание направлено на разные цели: выделить отдельные образы, определить настроение, проанализировать и так далее. Этот принцип позволяет воспитателю постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений, раскрыть перед ними новое понимание, воспитывать устойчивый интерес к живописи.
- важно правильно осуществлять отбор произведений живописи.
- произведения должны реалистически отражать знакомые детям явления природы и общественной жизни.
- в картине должна быть четко выражена идея, замысел художника.
Тема произведения должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям.
Детям старшего дошкольного возраста доступны темы, отраженные в жанровой живописи; социальная активность людей в труде, любовь их к своей Родине, гуманное отношение людей.
Дошкольников знакомят с картинами, созданными разными художниками на одну и ту же тему.
Волкова Н.Н. в своей книге «Воспитание картины» отмечает, что восприятие человека определяется:
Всей суммой сигналов, действующих непрерывно на различные рецепторы человека.
Восприятие человека целенаправленно. Оно определяется жизненной задачей, характером деятельности, вообще практикой людей.
Восприятие определяется всем предшествующим опытом, длительно накопленной и непосредственно предшествующей информации о внешнем мире.
Характер и ход восприятия определяются только что создавшимся предрасположением, которое могло быть вызвано и несознательно поставленной задачей.
Установкой восприятия служит общественная оценка, выраженная в слове. Каждый экскурсовод должен создать установку на наиболее полное раскрытие образа. Язык рассказа должен быть красочным, но красочным в соответствии с действительным богатством картины, не отвлеченно красочным чтобы, рисуя общее вскрывать ассоциативные ходы, связи, отношения.
Использование компьютерных технологий в повышении эффективности учебного процесса
Под информационной технологией в общем смысле обычно понимается упорядоченная совокупность методов переработки, изменения состояния, свойств и качественной формы проявления, тиражирования, распространения и использования информации, осуществляемых в процессе общественной и производственной деятельн ...
Психологические особенности развития школьников
Успех формирования внимания зависит прежде всего от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития школьников и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка [40, с.187]. С давних пор детство (т. е. время от рождения ребенка до 18 лет) делят на период ...
Организация свободной школы
Толстой изложил свои мысли об организации свободной школы в письме к П.И. Бирюкову в 1901г. По его мнению, образование есть ничто иное, как передача того, что думали самые умные люди. Умные же люди думали всегда в трех разных направлениях: философски и религиозно о значении своей жизни - религия и ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.