Развитие речи у детей играет особую роль в раннем и дошкольном возрасте и позволяет включить ребенка в естественное общение с другими детьми и взрослыми, сформировать соответствующие возрастным периодам формы общения.
Одними из наиболее значимых при исследовании развития речи слабослышащих детей являются диагностические методики.
Изучением данных методик я занималась во время прохождения практики в детском саду комбинированного вида № 47. Там мною были продиагностированы с целью выявления уровня речевого развития слабослышащие дети 3-4 лет.
Детям были предложены диагностические методики, направленные на выявление уровня глобального чтения, различение и узнавание слов, предложенных на табличках, на соотнесение слов с предметами одной тематической группы. Так же целью данных методик является выявление уровня сформированности представлений об окружающем мире, сформированности словаря детей, обобщающих понятий, умения отвечать на вопросы.
Мною были рассмотрены несколько методик. С помощью второй из них наряду с выявлением уровня глобального чтения, можно сделать вывод о сформированности понятий глаголов «иди, беги, стой, прыгай, ползи», а так же умение детей выполнять соответствующие действия.
Дети оценивались по пятибалльной системе:
5 балов – ребёнок выполняет задания самостоятельно и правильно;
4 бала – ребёнок выполняет задания самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляются при небольшой помощи взрослых;
3 бала – ребёнок выполняет задания при небольшой помощи взрослого, допущенные ошибки исправляет при помощи взрослого, уровень сформированности представлений соответствует стандарту;
2 бала – ребёнок выполняет задания при непосредственном участии педагога, уровень сформированности представлений частично соответствует стандарту;
1 бал – ребёнок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога, уровень сформированности представлений не соответствует стандарту.
Диагностическая методика № 1
Цель: Выявить уровень сформированности глобального чтения, умения подбирать таблички к названному предмету, сопряжено-отражённому прочитыванию
Оборудование: игрушечный поезд с пятью-шестью вагонами, игрушки (волк, лиса, заяц, собака, кошка и др.), таблички с названиями игрушек, прикрепленные к вагонам поезда.
Речевой материал: будем играть; поезд едет. Собака, кошка, заяц, лиса, волк едут в гости к кукле. Покажи собаку (кошку .). Где едет лиса (волк, заяц .)? Верно, неверно.
Ход проведения
Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. Педагог достает из красивой коробки игрушки, вместе с детьми называет их, дает игрушку каждому ребенку. Взрослый показывает детям поезд, к каждому вагончику которого прикреплена табличка с названием животного (СОБАКА, КОШКА, ВОЛК, ЛИСА .). Педагог говорит детям: «Будем играть. Лиса, заяц, волк . едут в гости к кукле. Где едет лиса (волк, заяц и т.д.)?» Ребенок, у которого данная игрушка, подходит к поезду, находит вагон с табличкой ЛИСА, «усаживает» в него игрушку и вместе с педагогом сопряженно-отраженно прочитывает табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не разместят своих животных по вагонам. После этого поезд уезжает.
Результаты применения диагностической методики представлены ниже, в таблице 1.
Таблица 1
№ п.п. |
Фамилия, имя |
Уровень сформированности глобального чтения, умения подбирать таблички к названному предмету, сопряжено-отражённому прочитыванию |
Ульянова Д. |
4 бала | |
Степанов К. |
3 бала | |
Антонова Н. |
3 бала | |
Захарова Я. |
3 бала | |
Иванников Н. |
2 бала |
Психологические особенности старшего школьника
Целесообразность использования тестов подтверждается и психологическими особенностями развития старшего школьника, ведь, как мы знаем, процесс обучения невозможен без учета индивидуальных и психологических особенностей. Познавательные процессы старшего школьника характеризуются глубиной, сознательн ...
Методика использования литературного творчества в речевом развитии учащихся
В предыдущей главе были рассмотрены теории развития речи, в том числе с использованием малых форм фольклора. Для проверки эффективности разработанного комплекса, был проведен педагогический эксперимент на базе МОУ лицей №8 г. Махачкала. Прежде чем приступить к определению основных методов и форм их ...
Школы Англии
Структура английской системы народного образования определена школьным законом 1944 года, или так называемым «Актом об образовании». Этот закон, принятый в условиях роста послевоенного демократического движения, предусматривал унификацию школьной системы, расширение возможности всех граждан на полу ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.