Информация о педагогике » Способы реализации приёма системности и систематичности на уроках химии » Система принципов обучения, их взаимосвязь и взаимообусловленность

Система принципов обучения, их взаимосвязь и взаимообусловленность

Страница 2

Каждый из принципов несет в себе собственное, не перекрываемое другими принципами содержание как отражение той или иной тенденции учебного процесса, всегда проявляющейся в реальном взаимодействии с другими тенденциями. В связи с этим правомерно выделить взаимодействие следования и конкретизации (например, принцип научности конкретизируется в принципах систематичности, комплексности) и отношения противоположности (научность и доступность). В первом случае один принцип раскрывает, дополняет другой, во втором ─ в чем-то противостоит, составляет оппозицию другому принципу, определяет меру его целесообразности.

Система принципов ─ функциональная по своему характеру и целеустремленная система, направленная на получение полезного результата: воспитывающего и развивающего эффекта. Каждый компонент такой системы вносит свою лепту, определенную долю содействия в получение общего результата. Взаимосвязь компонентов такой системы и выражается термином «взаимосодействие» (П.К. Анохин).

Как и любая система, система принципов обучения должна обладать такими интегративными чертами, которыми не обладают её элементы в отдельности. Прежде всего, такой чертой является гармоничность, так как только вся система принципов, будучи принятой, делает тенденции функционирования процесса взаимосодействующими, способствующими гармоничности хода и результатов обучения. Отмечают и такие интегративные качества системы принципов, как целесообразность, эффективность, открытость для нового содержания и новых технологий. Система принципов обладает также свойством целостно отражать учебный процесс и потому открывает возможность комплексного подхода к его совершенствованию, при котором изменения отдельных компонентов так или иначе отражаются и другими компонентами и общими характеристиками процесса.

Страницы: 1 2 

Новые статьи:

Структура учебных мотивов
Учебная деятельность всегда полимотивирована. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Такие мотивы, как понимание нео ...

Содержание самостоятельной работы переводчика
Для достижения поставленных коммуникативных целей, осуществления эффективной коммуникации представителей разных культур необходимы специфические знания, навыки и умения, составляющие его базовые компетенции. Развитие этих компетенций во многом определяется личной активностью и самостоятельностью уч ...

Изучение уровня развития словесно-логического и абстрактного мышления у детей с умеренной умственной отсталостью
Экспериментальное изучение мышления младших школьников проведено на базе кабинета психолого-педагогической коррекции Павлодарского района. В эксперименте приняли участие 12 детей младшего школьного возраста. Нами были исследованы следующие параметры: схематического мышления посредством теста Когана ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru