«Домострой» о воспитании детей

Страница 2

«Домострой» учит родителей обязательной заботе о чадах своих, – заботе как материальной, так и духовной: «Пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в добром навыке…» Отцу и матери надлежит « учить детей страху Божию, и вежливости, и всякому порядку». А кроме того, в зависимости от возраста, и обучать их: мать обязана приобщать дочерей к рукоделию, а отец сыновей – к мастерству и разным ремеслам. Интересно, что «Домострой» делает здесь скидку на склонности ребенка, рекомендуя обучать детей именно тому, «кто в чем способен и какие кому Бог возможности даст».

Призывая родителей любить и беречь своих детей, «Домострой» в то же время обязывает их «и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить». Вот она, классическая, передаваемая из уст в уста домостроевская догма: « Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей». В особой строгости воспитывались тогда сыновья: «Не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти». Что касается дочерей, то и их полагалось растить пусть не столь сурово, но без вольностей. Основой основ воспитания дочки было – беречь ее от греха и «блюсти ее чистоту телесную как зеницу ока и как свою душу». «Ибо если отдашь дочь свою беспорочной, будто великое дело совершишь и в любом обществе похвалишься». («Домострой», гл. 15) [4]

Стало быть, основной домостроевский принцип воспитания ясен: «воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой и благословение». Иными словами, чем больше строгости, ограничений свободы, а со стороны детей – полного послушания, тем лучше. Должна быть и любовь обязательно. Однако «Домострой» остерегает родителей от любви открытой, явленной. Душевное тепло, ласку, нежность и прочие проявления чувств подобает прятать глубоко, на самом дне родительской души: «не улыбайся ему, играя: в малом послабишь – в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою».

Впрочем, родителям не рекомендуется проявлять вообще никаких чрезмерных эмоций – как положительных (бурная радость, восторги, умиления), так и отрицательных (гнев, ярость). Умение сдерживать себя, скрывать свои чувства считалось важнейшим достоинством хозяина, главы семьи.

В другой главе читаем: «Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего … и в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее.

Любя же сына своего, учащай ему раны - и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение … И не дай ему воли в юности, но сокруши ему ребра, пока он растет…» («Домострой», гл. 17). [4]

Таким образом, мы видим, что детей воспитывать рекомендовалось самыми суровыми методами. Их можно и даже нужно было бить, пороть, наказывая за любую шалость, держать в строгом послушании и всевозможных запретах.

Иными словами, если не соблюсти эти правила, то ребенок, по заветам «Домостроя», вырастет избалованным, испорченным, ни к чему не годным и принесет одно горе, печаль и позор своей семье. «Так не дай же ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей и злою досадой». А ежели дети будут воспитаны по всем правилам, то есть «в страхе божьем и в добром наставлении и научены всякому знанию, и порядку, и ремеслу, и рукоделию, - таких детей вместе с родителями Бог помилует, священники благословят и добрые люди похвалят». («Домострой», гл. 15) [4]

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Основные подходы к проблеме самостоятельной лингвистической подготовки студентов-переводчиков
Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Происходящая в настоя ...

Организация поисковой деятельности ученика в работе В.В. Давыдова «Проблемы развивающего обучения»
Общепринятая в современной общеобразовательной школе форма организации учебного процесса в виде групповой работы учащихся под руководством учителя (классно-урочная система) справедливо вызывает нарекания со стороны педагогов-теоретиков и учителей-практиков. Изобретённая в своё время Я.А. Коменским ...

Состояние исследуемой проблемы в современной педагогической науке
познавательный активность студент педагогический В настоящее время любое явление или процесс редко является предметом исследования какой-либо одной науки. Зачастую целый ряд наук занимается исследованием того или иного объекта. Это положение целиком относится и к такому сложному явлению, как активн ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru