Методические рекомендации по проведению урока-экскурсии

Экскурсионные методы представляют собой способы работы учителя и учащихся на экскурсии, с помощью которых достигается лучшее усвоение знаний, овладение умениями и навыками, формируется мировоззрение учеников, развиваются их способности к дальнейшему самостоятельному приобретению и творческому применению знаний. Учитель не только использует те или иные методы и приемы, но и содействует тому, чтобы учащиеся овладевали определенными способами работы.

В экскурсионной методической литературе предлагается следующая классификация экскурсионных методов:

1) показ (анализ);

2) изложение;

3) беседа (вопросно-ответный метод);

4) моторный метод.[1, c. 16]

Отличие методов проведения экскурсий от методов в преподавании истории на уроке состоит в том, что экскурсионные методы должны быть обязательно связаны с наглядными объектами.

Экскурсионные методы, как правило, не применяются отдельно: они, переплетаясь, переходят один в другой. Каждый метод рассчитан на активное восприятие учащимися экскурсионного материала. Их активная самостоятельная работа занимает важное место при применении любого экскурсионного метода. В зависимости от цели и темы экскурсии, характера объекта, возраста, знаний, интересов учащихся необходимо использовать такие методы и приемы, которые содействовали бы наиболее активной их работе.

В экскурсиях с различными целями и темой, характером объектов, возрастом и знаниями учащихся меняются роль и взаимоотношение методов и приемов. Например, на экскурсии по архитектуре метод анализа приобретает большее значение, чем метод изложения, а на экскурсии по памятным местам большее значение имеет метод изложения материала о происходивших на них в прошлом исторических событий. В экскурсии по музею прием демонстрации является наиболее распространенным, а в экскурсии, проходящей по городу, улице, районе вспомогательным. Прием воссоздания событий в экскурсии по памятным местам будет необходимым, а в экскурсиях по музею он не всегда применяется. Например, на экскурсии со школьниками младших классов метод беседы должен занять большее место, чем метод изложения. Однако характер творческой работы учителя и учащихся на экскурсии предполагает различное варьирование в применении методов и приемов. Подобное варьирование обосновано только в том случае, если будет обеспечено наиболее эффективное достижение поставленной цели.

Вызывает возражение деление экскурсий на различные типы в зависимости от применения экскурсоводом одного метода, который выдвигается как главный. Недопустимо, чтобы экскурсанты, находясь у объектов, выслушивали «лекцию» продолжительностью свыше 20—25 минут. На практике не встречается и экскурсий, в которых экскурсовод пользовался беседой как главным методом. Такие методы, как например, методы изложения, беседы, нельзя назвать второстепенными. Выделение одного, даже очень важного метода и объявление его основным по отношению к другим умаляет значение других, мешает правильно понять взаимосвязь методов и приемов и роль каждого из них в процессе экскурсии.[5,91]

Ниже будет приведена характеристика экскурсионных методов и приемов с выяснением основных черт, отличающих их от методов и приемов, применяемых на уроках истории.

Новые статьи:

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru