Методические рекомендации по проведению урока-экскурсии

Экскурсионные методы представляют собой способы работы учителя и учащихся на экскурсии, с помощью которых достигается лучшее усвоение знаний, овладение умениями и навыками, формируется мировоззрение учеников, развиваются их способности к дальнейшему самостоятельному приобретению и творческому применению знаний. Учитель не только использует те или иные методы и приемы, но и содействует тому, чтобы учащиеся овладевали определенными способами работы.

В экскурсионной методической литературе предлагается следующая классификация экскурсионных методов:

1) показ (анализ);

2) изложение;

3) беседа (вопросно-ответный метод);

4) моторный метод.[1, c. 16]

Отличие методов проведения экскурсий от методов в преподавании истории на уроке состоит в том, что экскурсионные методы должны быть обязательно связаны с наглядными объектами.

Экскурсионные методы, как правило, не применяются отдельно: они, переплетаясь, переходят один в другой. Каждый метод рассчитан на активное восприятие учащимися экскурсионного материала. Их активная самостоятельная работа занимает важное место при применении любого экскурсионного метода. В зависимости от цели и темы экскурсии, характера объекта, возраста, знаний, интересов учащихся необходимо использовать такие методы и приемы, которые содействовали бы наиболее активной их работе.

В экскурсиях с различными целями и темой, характером объектов, возрастом и знаниями учащихся меняются роль и взаимоотношение методов и приемов. Например, на экскурсии по архитектуре метод анализа приобретает большее значение, чем метод изложения, а на экскурсии по памятным местам большее значение имеет метод изложения материала о происходивших на них в прошлом исторических событий. В экскурсии по музею прием демонстрации является наиболее распространенным, а в экскурсии, проходящей по городу, улице, районе вспомогательным. Прием воссоздания событий в экскурсии по памятным местам будет необходимым, а в экскурсиях по музею он не всегда применяется. Например, на экскурсии со школьниками младших классов метод беседы должен занять большее место, чем метод изложения. Однако характер творческой работы учителя и учащихся на экскурсии предполагает различное варьирование в применении методов и приемов. Подобное варьирование обосновано только в том случае, если будет обеспечено наиболее эффективное достижение поставленной цели.

Вызывает возражение деление экскурсий на различные типы в зависимости от применения экскурсоводом одного метода, который выдвигается как главный. Недопустимо, чтобы экскурсанты, находясь у объектов, выслушивали «лекцию» продолжительностью свыше 20—25 минут. На практике не встречается и экскурсий, в которых экскурсовод пользовался беседой как главным методом. Такие методы, как например, методы изложения, беседы, нельзя назвать второстепенными. Выделение одного, даже очень важного метода и объявление его основным по отношению к другим умаляет значение других, мешает правильно понять взаимосвязь методов и приемов и роль каждого из них в процессе экскурсии.[5,91]

Ниже будет приведена характеристика экскурсионных методов и приемов с выяснением основных черт, отличающих их от методов и приемов, применяемых на уроках истории.

Новые статьи:

Педагогические условия реализации методики драматизации на уроках литературного чтения в IV классе для развития эмоционально-чувственного восприятия младших школьников
В данной главе изложены основные педагогические условия методики драматизации на уроках литературного чтения. Для наилучшего понимания того, каким образом данные условия могут быть применены на практике, мы обрисуем работу канд. пед. наук Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н. Проанализировав научную литера ...

Учебный процесс
Обучение на степень бакалавра в Токийском университете длится 4-6 лет в зависимости от факультета и делится на два этапа: общеобразовательный и профессиональный. Первые два года все студенты обучаются в колледже гуманитарных и естественных наук, где изучают курсы общеобразовательных дисциплин и зна ...

Концептуальная освоенность принципов Болонского процесса в странах, подписавших Болонскую декларацию
Имеющиеся в литературе данные опросов представителей академического сообщества разных уровней в Западной Европе подтверждают тезис, сформулированный выше во «Введении», о фактическом отсутствии в Западной Европе сложившегося образовательного пространства, которое объединяло бы все соответствующие с ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru