Развитие сенсорного восприятия в онтогенезе

Страница 9

Общее направление развития совпадает с направлением развития нормально слышащих детей: развивается специфическое манипулирование с предметами; появляется возможность функционального использования некоторых предметов, связанное с развитием подражания. В основе подражание лежит развитие восприятия: дети начинают вычленять свойства и качества объектов, воспринимать пространственные отношения между объектами и учитывать свойства объектов в процессе практической деятельности с ними.

Происходит развитие «соотносящихся» предметных действий. Сюда относятся действия типа накладывания предметов друг на друга, закрывания и открывания коробочек, нанизывания колец на стержень, заполнения вырезов вкладками и т.п. Однако развитие такого рода действий происходит, как правило, в процессе организованной взрослыми деятельности.

Все эти изменения происходят в том же направлении, в каком идёт развитие и нормально слышащего ребёнка. Следовательно, даже без специального обучения, в условиях, домашнего воспитания происходит формирование восприятия глухого ребёнка.

Это развитие идёт чрезвычайно медленно и неравномерно. Все эти компоненты развития появляются, как правило, после 2 лет, у многих после 2лет 6 мес., т.е. к концу преддошкольного возраста. У нормально развивающихся детей все эти процессы формируются значительно раньше. У значительного количества глухих детей старше 2 лет наблюдается очень низкий уровень развития восприятия.

Некоторые дети не могут действовать по подражанию даже после 2 лет.

Характер подражания у глухих детей так же отличается от того, который мы наблюдаем у слышащих детей этого возраста. Дети подражают только некоторым действиям, чаще всего с хорошо знакомыми предметами. Уровень развития подражания к концу преддошкольного возраста оказывается не достаточным.

Только часть детей в возрасте 2-3 лет обнаружила способность производить выборе по образцу; у слышащих детей этого возраста оказывается сформированным подражание и выбор по образцу.

Дети с нарушением слуха отстают в области зрительного восприятия свойств и качеств объектов.

Всё это находит яркое выражение в области действий с предметами. У детей с нарушениями слуха задерживается переход к предметным действиям. Фактически формирования предметных действий, развитие подражания, развитие необходимых для восприятия свойств объектов,способов восприятия происходит не в преддошкольном,а в дошкольном возрасте.

По видимому, в плане компенсации у детей с нарушениями слуха приобретают большой вес некоторые особенности поведения при выполнении заданий.

Так, например, дети во многих случаях пытаются опереться на побочные ориентиры (порядок предъявления раздражителей, сторону, на которой расположен объект)

Особенно большая роль принадлежит ориентировке на реакцию взрослого. У многих детей она носит гипертрофированный характер и препятствует ориентировке на свойства предметов. Указанная тенденция на определённом этапе является существенным тормозом в развитии восприятия и интеллекта. У слышащего ребёнка в это период речь взрослого является одним из ведущих факторов развития. Всё большее значение приобретает собственная речь ребёнка.

У глухих не только отсутствует речевое общение. У них чрезвычайно обеднено доречевое общение. В арсенале общения родителей с детьми часто отсутствуют необходимые способы общения.

Слабослышащие дети

Разные слабослышащие дети имеют различные степени снижения слуха. За период дошкольного детства слуховое восприятие слабослышащих детей развивается. В раннем же возрасте дают реакцию на голос у ушной раковины только 6,6% детей. В возрасте 1-2 лет реагируют на шепот только 2% случаев.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Новые статьи:

Программа факультативного курса "Прозвища в речи"
1) Цели и задачи. Данный факультатив предполагается учащимся средних классов, а также возможен и в вузовской программе. Цель программы "Прозвища в речи" - уточнить, расширить, углубить и дополнить программу "русская диалектология". Привлекая внимание учащихся необходимыми сведен ...

Детская художественная литература как средство развития театрализованной игры
Художественная литература как «искусство слова», – один из видов искусства, включающийся в способности отражения действительности посредством слова, вызывающего в сознании наглядные образы. Слово – не единственный знак, который вызывает в человеке наглядные представления. Это наблюдается и в пиктог ...

Реализация эмоционально-ценностного компонента образования
Методы для усвоения эмоционально-ценностного компонента должны отражать механизмы усвоения ценностей и эмоционального развития. Опыт эмоционально-ценностного отношения, усваиваемый в ходе и результате переживаний, связанных с определенными объектами, требует методов, которые в педагогической литера ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru