Информация о педагогике » Развитие самоценности личности в процессе воспитания младших школьников » Условия и средства развития самоценности личности в процессе воспитания младших школьников

Условия и средства развития самоценности личности в процессе воспитания младших школьников

Страница 2

К основным методам детского творчества педагоги и психологи относят хореографию, изобразительное, музыкальное творчество, работу со сказками, сочинение рассказов и стихосложение. В нашем исследовании мы опираемся на следующие положения. В развитии образа «Я» применяются сочетание различных художественно-творческих методов, таких как применение изобразительных искусств (арт-педагогика), театральных технологий (театрально-педагогические технологии), литературного творчества (работа со сказкой, стихосложение, написание рассказов), музыкально-хореографическая деятельность.

Также в образовательном пространстве создаются благоприятные условия для развития, реализации и творческого самовыражения личности школьников, повышения уровня их креативности. Применение групповых творческих методов в младшем школьном возрасте будет способствовать развитию образа «Я», так как будет восприниматься как игра, работа ведётся посредством символически-метафорических конструкций, в процессе работы участвует школьный класс, что обеспечивает соответствие возрастным особенностям детей.

Для развития образа «Я» важны такие методы творческой самореализации, как индивидуализация, самовыражение, расширение сферы ролевого репертуара личности путем освоения новых форм творческой самореализации и др. К детскому творчеству педагоги и психологи относят: хореография, изобразительное, музыкальное творчество, игра, сочинение сказок и стихов, фантазия. Важным является применение сочетания педагогических, культурологических, психологических технологий художественного творчества. Художественно-творческая деятельность школьника направлена на креативное самопознание личности ребенка, полноценное гармоничное формирование своего «Я». Значимо то, чтобы был задействован потенциал всех субъектов образовательной среды и включение в творческий процесс всех школьников, педагогов и семьи. Образ «Я» - это представление субъекта о себе и отношение к себе. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что разнообразие видов деятельности - одна из важных условий самоопределения «Я» в творчестве (Л. С. Выготский, А. А. Мелик-Пашаев, З. Новлянская и др.). Образ «Я»– структурное образование, он имеет несколько уровней. Развитие образа «Я» в младшем школьном возрасте является важным процессом в становлении личности и одной из значимых проблем педагогики. Формирование образа «Я» в младшем школьном возрасте связано с влиянием социума, значимых взрослых, школы. Образ «Я» ребёнка является предпосылкой последовательности и устойчивости поведения человека. В.И. Максакова рассматривает образ «Я» младшего школьника как гармоничный и односторонний: тот младший школьник, который считает себя хорошим учеником, добился желаемого и поэтому считает себя вообще достойным человеком ,а тот, кто недоволен своими учебными успехами, негативно оценивает все стороны своей личности. Образ «Я» у ребёнка пластичный, гибкий, а также латентный и часто неосознаваем самими детьми и не может быть вписан в жёсткие рамки обычных развивающих методик, и поэтому цели развития образа «Я» в младшем школьном возрасте требуют привлечения соответствующих системных и нелинейных по своей природе процедур, таких как творческая деятельность. Основа развития образа «Я» - соединение различных видов творческой деятельности, что является естественным для ребёнка.

В процессе творческого самовыражения ребёнок находит свою «нишу», свою роль в жизни, своё «Я». А.Маслоу писал о связи самовыражения и «Я»: «Самовыражение практически невозможно для невротика, у которого нет чувства собственного Я, который постоянно ощущает себя актером, вынужденным выбирать роль из некого навязанного ему репертуара ролей» [3, стр.126]. Таким образом, самовыражение в художественно-творческой деятельности является условием развития психологически здорового образа «Я» ребёнка. Одним из важных психолого-педагогических условий успешного самоопределения ребенка в творческой деятельности на уроках искусства является овладение им "культурой воплощения образов" (Л. С. Выготский). Анализируя педагогические эксперименты Л. Н. Толстого в своей работе "Воображение и творчество в детском возрасте", Л. С. Выготский указал, что одним из самых важных открытий писателя является закон "культивирования детского творчества"(1). Суть этого закона состоит, по его мнению, в том, чтобы максимально помочь ребенку выработать и сформировать собственный язык творческого самовыражения, сохранить специфические черты, присущие творчеству именно в детском возрасте. М.В.Киселёва выделяет следующие особенности художественно-творческой деятельности, важные для развития положительного образа «Я» детей:

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Аудирование как речевой вид деятельности. Трудности понимания речи на слух
Аудирование является сложной рецептивной мыслительно-мнемической деятельностью, связанной с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении. Несмотря на значительное количество исследований, посвященных обучению аудированию, и на наличие в средней ...

Направления эстетического воспитания младших школьников на уроках трудового обучения
Теоретический анализ и эмпирическое исследование позволили выделить следующие основные направления эстетического воспитания младших школьников на уроках трудового обучения: 1) создание благоприятных условий труда; 2) постановка цели труда; 3) выбор объекта труда; 4) эстетический анализ предметов. Р ...

Классификация мотивов учения
Здесь выделяют две основные группы мотивов. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности: мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.; мотивы, связанные с самим процессом ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru