Понятие «техника рисования»

Страница 3

В «Психологическом словаре» А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского приводится следующие определения: Способности – индивидуально – психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности [18, 381]. Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Предполагается, что формирование способностей проходит на основе задатков. Качественный анализ способности направлен на выявление таких индивидуальных характеристик человека, которые необходимы для эффективного осуществления какого-либо конкретного вида деятельности. Уровень и степень развития способности выражают понятия таланта и гениальности. В психологии проблема способности освещается в работах Н.С. Лейтеса, Б.М. Теплова. Всестороннее развитие способности человека отвечает принципу общества: «От каждого – по способностям» [17, 381]. В психологии твердо сформировалось положение о том, что способности – это психические качества, которые необходимы для той или иной человеческой деятельности и которые в этой деятельности формируются. Так, С.Л. Рубинштейн в своем капитальном труде по психологии писал: «Будучи пригодной для деятельности, способность в деятельности формируется» [23, 538].

Способности специальные – психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности. Развитие специальной способности опирается на соответствующие задатки [21, 381]. Определенный уровень специальных способностей может быть сформирован практически у любого здорового человека. Тем самым имеются реальные основания для направленного развития способностей детей в условиях специально организованного обучения [21, 381 – 382]. Каждый ребенок появляется на свет с ему только свойственными, определяемыми наследственностью и внутриутробным развитием задатков [4, 295].

Ведущее свойство – это, прежде всего художественное творческое воображение. Необходимым фоном этой способности является определенная эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению [11, 25]. Важное значение для детей имеет овладение технической стороной художественной деятельности. Без ручной умелости ни взрослый, ни ребенок не сможет воплотить в картине образы восприятия и воображения, как бы богаты они ни были. Внимательное изучение специфически возникновения и развития изобразительной деятельности маленького ребенка показывает, что дети с удовольствием повторяют многократно то или иное движение карандашом [11, 26].

Таким образом, природные особенности, передающиеся по наследству, могут служить лишь задатками тех или иных способностей, они выступают как предпосылки психического развития. Гораздо большее влияние, чем врожденные особенности, на различия в психическом развитии детей, формировании их способностей, особенностей развития их личности оказывают условия жизни, воспитания и обучения. Способности формируются, а, следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности – прижизненное, а не врожденное образование. Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями и навыками. С одной стороны, способности зависят от знаний, умений и навыков – в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. С другой стороны, знания, умения и навыки зависят от способностей – способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками [17, 208]. Например, в процессе приобретения математических знаний, умений и навыков развиваются такие способности, как математическая память, логическое мышление и т.д. С другой стороны, при наличии хорошей математической памяти, способностей к логическому мышлению овладение знаниями, умениями и навыками в области математики происходит легче. Но отождествление способностей и знаний, умений и навыков было бы грубой ошибкой. Недостаточное знание или неумение нельзя принимать за отсутствие способностей. Подобную ошибку совершили преподаватели Академии художеств, оценив работы юного В.И. Сурикова, будущего великого русского художника, пытавшегося поступить в Академию, таким образом: «За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить!» [17, 209] А ведь В.И. Суриков и в то время имел выдающиеся способности, хотя умения и навыки в области рисования у него еще не совсем сложились. Суриков в течение трех месяцев овладел техникой рисования и все-таки поступил в Академию [17, 209].

Страницы: 1 2 3 

Новые статьи:

Нравственное формирование дошкольника в процессе игровой деятельности
Сюжетно-ролевая игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника “обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка. Условием нравственного развития является развитие произвольности психических процессов и поведения ребенка, а также развитие его самооценки. Но нравст ...

Эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики
Составляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом ребенок очень активен: все увиденное стремит ...

Риторика как наука и учебная дисциплина
Существует множество определений предмета и задач риторики, известны различные подходы к формулированию ее принципов и законов, а также к взаимоотношениям этой науки с другими учебными дисциплинами. Многообразие определений и теоретических концепций вполне закономерно для науки, которая существует ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru