моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Б) Логические универсальные действия:
a) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
б) синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
в) выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
г) подведение под понятие, выведение следствий;
д) установление причинно-следственных связей;
е) построение логической цепи рассуждений;
ж) доказательство;
з) выдвижение гипотез и их обоснование.
В) Постановка и решение проблемы включает в себя следующие шаги: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. В свою очередь постановка и решение проблемы требует от учащихся сформированности следующих действий:
выделять главную проблему;
формулировать задачу;
самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
оставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
самостоятельно предлагать различные способы решения поставленной поисковой или творческой задачи.
4. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
a) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
б) постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
в) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
г) управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
д) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [1, с. 46-52].
Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Рассмотренная система универсальных учебных действий позволяет использовать в образовательном процессе принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
Количественные характеристики заданий по отдельным темам и уровням
Всего в учебнике содержится 4086 заданий, соответствующих общему перечню контролируемых вопросов содержания. Количество заданий уровня В, в среднем, в два раза больше, чем заданий уровня А. В разделе «Выражения и преобразования» содержится 18% от общего количества заданий. Но не надо забывать, что ...
Формирование познавательного интереса как психолого-педагогическая
проблема
Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев и в педагогической литературе Г.И. Щукина, Н.Р. Морозова. Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в ...
Болонский процесс в странах Западной Европы
В третьей главе представлен обзор особенностей Болонской системы. Дается общий обзор современного состояния систем высшего профессионального образования Западной Европы и Российской Федерации соответственно с точки зрения реализации принципов Болонского процесса. На основании доступных материалов ( ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.