Виды универсальных учебных действий в педагогике

Страница 2

 моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

 преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Б) Логические универсальные действия:

a) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

б) синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

в) выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

г) подведение под понятие, выведение следствий;

д) установление причинно-следственных связей;

е) построение логической цепи рассуждений;

ж) доказательство;

з) выдвижение гипотез и их обоснование.

В) Постановка и решение проблемы включает в себя следующие шаги: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. В свою очередь постановка и решение проблемы требует от учащихся сформированности следующих действий:

 выделять главную проблему;

 формулировать задачу;

 самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

 оставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

 самостоятельно предлагать различные способы решения поставленной поисковой или творческой задачи.

4. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

a) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

б) постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

в) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

г) управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

д) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [1, с. 46-52].

Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Рассмотренная система универсальных учебных действий позволяет использовать в образовательном процессе принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

Страницы: 1 2 

Новые статьи:

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru