Генетически исходной формой человеческой деятельности является внешняя, чувственно практическая. Поскольку нравственное развитие предполагает усвоение нравственных отношений (т.е. усвоение мотивов и способов нравственного поведения), то практическое выполнение той или иной нормы становится необходимым. Усвоенные внешние формы поведения, хотя еще и не осмысленны дошкольником глубоко, дисциплинируют его.(Глава 2) Для того, чтобы нравственные привычки стали нормой, важно создать оптимальные условия для упражнения ребенка в моральных поступках. Тогда нравственные действия, повторяясь ежедневно, из обязательных, совершаемых под влиянием взрослого, превратятся постепенно в привычные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе. Следовательно, полезно упражнять ребенка в выполнении правил и в естественных, и в специально создаваемых ситуациях (например, игре).
Моделируя человеческие взаимоотношения в игровой форме, создается необходимость вступления в контакт со сверстниками, в результате чего возникает «Детское общество». Оно является предпосылкой для развития нравственности, ведь для успешного взаимодействия друг с другом дети строят свои отношения на основе нравственных норм.
Чтобы подвести итого всему сказанному выше, повторимся, что специфика нравственной регуляции выражается в том, что один человек является и объектом, и субъектом нравственных требований: нормы, которые он выполняет должны быть им приняты, осознаны и должны стать мотивами его поступков. Ребенок должен усвоить не только форму (знания в области нравственности, внешнее соблюдение нравственных требований), но и сами отношения, возникающие между людьми (их внутренний смысл, мотивы). Вероятнее всего, ребенок сначала приобретает знания о нравственных нормах, которые при условии его воспитания, становятся мотивами его поведения.
Знания о нравственных отношениях включают два аспекта:
1) умение выделить соответствующие поступки и оценить как хорошие или плохие;
2) представление о том, почему в данной ситуации нужно вести себя так, а не иначе.
Переход внешних этических представлений ребенка во внутренние этические инстанции обусловлен следующими факторами:
1) представленностью определенного нравственного содержания ребенку, знакомство с ним ребенка;
2) раскрытие нравственного смысла подразумевает умение выделять переживания другого человека и ориентироваться на них в своем поведении;
переход этических представлений ребенка во внутренние мотивы поведения путем выполнения нравственной нормы в конкретно значимой ситуации, а для ребенка-дошкольника наиболее значимой является именно игровая ситуация.
Наставления учителям
Л.Н. Толстой писал, что не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему признанию. ...
Причины неуспеваемости камчатских школьников при изучении иностранного
языка
неуспеваемость школьник иностранный язык Неуспеваемость - это, с одной стороны, ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы, а с другой, - социальная дезадаптация личности. Можно выделить три группы причин школьных неудач: со ...
Методические основы развития речевой деятельности младших школьников
Речь – один из видов общения, который необходим людям в их современной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства. Речь – результат согласованных действий многих областей головного мозга: механизмов, восприни ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.