Информация о педагогике » Методика драматизации на уроках литературного чтения в IV классе » Особенности восприятия учениками IV класса художественного текста

Особенности восприятия учениками IV класса художественного текста

Страница 2

Рассуждая о персонажах литературных произведений, ученики решают проблемы нравственности. Прослеживая поступки, следя за речью, они стараются разобраться в сложной диалектике «плохой-хороший». Для понимания литературного героя полезно сравнивать его с героями других произведений, для чего необходимо организовывать обсуждения: кто больше нравится? Почему?

Исходя из возрастных особенностей, следует отметить, что учащиеся III-IV классов способны воспринимать, употребляя для этого должное количество и качество своего внимания, долгий литературный текст и более или менее сложную постановку с запоминанием сюжета и слов. Продолжительность занятия, посвященного работе над литературным произведением, в том числе и проигрыванию произведения, может составлять 45 минут, причем внимание и заинтересованность будут сохраняться на достаточно высоком уровне, если преподаватель сможет правильно организовать урок (39,с. 3). О. Шуленина, учитель русского языка и литературы, отмечает, что характер художественного восприятия литературного материала сообщает ученикам необходимые знания, что позволяет формировать такие умения и навыки, которые обеспечивают целостное восприятие и понимание литературного текста.

В глазах юного читателя произведения художественной литературы предстают как область радости, долгожданной встречи с прекрасным искусством слова (44, с. 21). Важно, чтобы в этом возрасте ребенок захотел вновь и вновь погрузиться в увлекательный мир литературы.

Отмечается, что, изучая литературу, ученик IV класса постоянно ищет для себя ответы на многие волнующие его вопросы. Систематическое чтение литературы во многом подвергает изменению его интересы, что сильно отличает его от сверстников значительной самостоятельностью и независимостью суждений. Одаренность ребенка в восприятии литературы заключается в том, что воспринимаемые через фабулу литературного произведения события он способен эмоционально пережить настолько глубоко, что они становятся его жизненным опытом, размышлениями, чувствами (40, с. 51). Сравнивая современного ребенка, проводящего свободное время у компьютера и телевизора, и ребенка, начитанного, такого, что описан чуть выше, следует отметить в первом случае ребенок на готов воспринимать литературу. В практике преподавания замечено, что подвижность ребенка на уроке связана с тем, что он быстро устает при восприятии литературы, так как это для него – серьезная учебная деятельность. Кроме того, в этом возрасте школьники не могут по долгу слушать объяснения учителя, много писать, так как их внимание может быть еще не достаточно устойчивым.

В указанный период развития учащиеся щедро раскрывают свои творческие способности: они любят громко и выразительно читать в классе, постоянно участвовать в инсценировках, по представлению рисовать персонажей литературного произведения, тщательно подбирать материалы для уроков литературы.

Изучение литературы в IV классе примечательно тем, что учащиеся нуждаются в незамедлительном представлении отзывов учителя, в оценке по поводу своих стараний.

Учителю необходимо найти такие формы работы на уроках литературы, которые посильны в эмоциональном восприятии младшим школьникам. Уроки должны обладать такой методикой проведения, которая позволила бы стать страницей в познании прекрасного в литературном слове (44, с. 21). Уроки литературы должны знакомить с эстетическими основами образного языка литературы, его историей, что должно развить в ребенке культуру восприятия литературного текста.

Высокая мотивация к обучению связана не только с тем, что у ребенка развито образное мышление, и он в состоянии эстетически переживать художественный образ, но и тем, что ребенок может и хочет продемонстрировать перед учителем и учениками свое отношение к герою литературного произведения через выразительное чтение, диалоги и т.д.

Итак, мы произвели характеристику восприятия младшими школьниками художественного текста. Проанализировав работы педагогов и психологов, мы выявили, что анализ и восприятие текста у младших школьников происходит несколько труднее, чем восприятие других видов искусств, кроме того, имеют место разрывы в развитости отдельных читательских качеств у детей данного возраста. Выбор литературы часто определяется школьной программой, а наибольший интерес вызывает герой-сверстник. Пониманию художественного текста может воспрепятствовать неточное представление о смысле некоторых слов, а для понимания литературного героя полезно сравнивать его с героями других произведений. Качество и продолжительность восприятия художественного текста во многом зависят от того, насколько правильно учитель организовал урок. И, наконец, примечательно, что ученик IV класса творчески активен, заинтересован в получении ответов на волнующие его вопросы, но ему также чрезвычайно важна незамедлительная оценка учителем.

Страницы: 1 2 

Новые статьи:

Освоение культурологического образа в начальной школе
Социокультурное и кросскультурное пространство младшего школьника включает в себя кроме невербальных языков (хореография, музыка, искусство) и вербальных языков (мифология, фольклор своей страны и других стран), также язык социокультуры семьи и класса (язык семейного общения, язык общения в классе, ...

Краткая характеристика эпохи Возрождения
14-15 века, вошедшие в историю под названием эпохи Возрождения, характеризуются появлением внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства, развитием мануфактуры и торговли, возникновением прогрессивного тогда класса- буржуазии, которая возродила культуру античного мира ...

Психологическая составляющая успешной подготовки к ЕГЭ
Для того чтобы лучше понять, что представляет собой Единый государственный экзамен с психологической точки зрения, сравним его с традиционным экзаменом. ЕГЭ кардинально отличается как от устного экзамена, так и от традиционного письменного. Отличительные особенности Традиционный экзамен (устный или ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru