Информация о педагогике » Период религиозно-церковной или допетровской педагогики » Педагогика со времени монгольского ига и до Петра Великого в Московской Руси

Педагогика со времени монгольского ига и до Петра Великого в Московской Руси

Страница 2

1) Тогда вошло в обычай, напр., сечь детей по субботам, всех поголовно, и виноватых и невинных: первых - в возмездие, вторых - в счет будущего.

2) По, Домострою, идеал "порядливого жития" состоит в том, чтобы как можно чаще молиться, украшать комнаты иконами; с другой стороны, "меру знать во всем", а также и то, чем больше всего можно угодить людям; наконец, в страхе держать жену, детей и слуг, - и тем дом свой "добре строити". Домохозяин - деспот своей семьи, жена - его полная раба; ее надо учить плеткой "разумно и больно, страшно и здорово".

Так как вся книжная деятельность сосредоточилась теперь в монастырях, то монастырский колорит был дан и всей жизни общества; идеалы, и общие и педагогические, становятся все более и более монастырскими, аскетическими: пост, усердная молитва, безропотное послушание, благочестие, терпеливое перенесение трудов. книжное почитание и т.п .; на брак, напр., смотрят, как на "скверное беззаконие". Покаяние во грехах, преимущественно состоящее в умерщвлении плоти, становится господствующим мотивом в литературе.

За рассматриваемый период развился у нас на Руси особый тип учителей - светских, из обучения сделавших себе профессию, ремесло; они называются "мастерами", учат тому и такими же приемами, как и духовенство.

Лишь после свержения татарского ига, когда сложилось Московское государство, т.е. с самых последних годов XV, в XVI и в XVII в. в., грамотность начинает опять немного возрастать, равно как замечается и общий некоторый подъем культуры; это и понятно: окрепшему государству требовались грамотные люди для разного рода его службы; отсюда мероприятия упомянутого уже Стоглавого собора. Мало того, рядом с элементарною грамотностью, стала теперь в образовательную программу входить и грамматика с однородными ей науками, и старого грамотея и начетчика теперь уже считают "неуком".

Повышение степени культурности выразилось в обильном, сравнительно с предшествующим временем, появлении переводной - с Востока и Запада - литературы; ее вызывает все увеличивающийся круг читающей ее публики и вообще усилившееся начетчество. Литература эта, в духе эпохи, большею частью была религиозно-нравственная по своему содержанию; или если и другого, напр., исторического характера, то проникнутая религиозными тенденциями, при чем еще крайне фантастическая; разобраться в ней самому, без достаточной школьной подготовки, было чрезвычайно трудно, и потому польза от ее чтения для обычной неподготовленной публики, если и существовала, то небольшая.

На исходе этого времени замечается в образованном обществе "большое шатание умов" и "переставливание обычаев". Против такого явления, против "мнения" восстал крайний ревнитель "древнего благочестия" - Нил Сорский. Итак, некоторое усиление грамотности повлияло на увеличение критического отношения к вопросам веры: возникли даже ереси "жидовствующих" и "стригольников", а это, в свою очередь, вызвало в обществе боязнь грамотности. "Не читай много книг" . "Учися грамоте, учися и держати ум: высочайшего не ищи, глубочайшего не испытуй; но, елико ти предано от Бога, си держи" . "Не высокомудрствуйте" . "Аще кто ти речет: веси-ли всю философию? и ты ему рцы: эллинских борзостей не текох, ни риторских астрономов не читах, ни с мудрыми философами не бывах; учуся книгам благодатнаго закона, аще-бы можно мя грешная душа очистити от греха".

Однако в это время были уже просвещенные лица, напр., митрополит Макарий, Максим Грек, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Иоанн Грозный, князь Курбский, Ксения Борисовна Годунова, царевна Софья и ее сестры; правда, их было пока очень немного.

Наконец, надо упомянуть еще ο том, что в конце XIV в. стали писать полууставом (преобладают более легкие, круглые буквы) на тряпичной, более дешевой и удобной, бумаге; а также ο начале у нас книгопечатания (1563 г) и ο первых сношениях с Западом.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Формирование познавательного интереса как психолого-педагогическая проблема
Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев и в педагогической литературе Г.И. Щукина, Н.Р. Морозова. Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в ...

Особенности работы по изучению частей речи в начальных классах
Система работы над темой "Имя существительное" (как и над другой грамматической темой) представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи, научно обоснов ...

Детская художественная литература как средство развития театрализованной игры
Художественная литература как «искусство слова», – один из видов искусства, включающийся в способности отражения действительности посредством слова, вызывающего в сознании наглядные образы. Слово – не единственный знак, который вызывает в человеке наглядные представления. Это наблюдается и в пиктог ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru