3) ситуации, когда учитель в высоком темпе задает вопросы или неожиданные вопросы и требует скорого ответа;
4) построение работы в ситуации неудачного ответа или плохо оцененного ответа;
5) работа в шумной неспокойной обстановке, когда невозможно сосредоточиться;
6) ситуации, когда требуется запомнить большой по объему и разнообразный по содержанию материал.
Учитель, опираясь на перечисленные жизненные проявления нервной системы, мог бы применять следующие приемы, облегчающие учебную деятельность таких школьников:
1) желательно не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, а давать время на обдумывание;
2) желательно, чтобы ответ был в письменной форме;
3) нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный и сложный материал; нужно постараться разбить его на части и давать по мере усвоения;
4) не задавать вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок;
5) формировать уверенность в своих силах путем правильной тактики опросов и поощрений;
6) осторожно оценивать неудачи школьников;
7) давать время для проверки написанного;
8) создавать спокойную обстановку, отвлекать в минимальной степени и не переключать внимание.
Если учитель замечает, что ученик испытывает большие трудности в работе, когда предлагаются задания, разнообразные по содержанию и по способам решения, когда материал подается в высоком темпе и требуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой, то можно предположить, что это школьник, обладающий инертной нервной системой. Такие ученики плохо справляются с работой даже тогда, когда знают материал, в ситуациях, когда ограничено время работы и на вопрос учителя требуется немедленный ответ. Медлительность и неторопливость, обстоятельность характерны для них и в речи и в движениях.
Рекомендации при работе с инертными школьниками следующие:
1) не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;
2) учащиеся не могут проявлять высокую активность в условиях разнообразных заданий;
3) не требовать быстрого изменения неудачных действий, формулировок при устных ответах, им необходимо время на обдумывание;
4) не спрашивать в начале урока;
5) избегать ситуации, когда от инертного требуется получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос, — необходимо дать время на подготовку;
6) не следует заставлять отвечать на вопросы нового, только что пройденного материала, лучше отложить опрос, дав возможность позаниматься дома;
7) не следует отвлекать такого ученика при выполнении им задания.
Чаще всего учитель в школе больше внимания уделяет детям проблемным, с трудностями в обучении и воспитании. Однако в школе есть и контингент детей с высокой степенью развития способностей и наличием одаренности.
Музыкальность как совокупность музыкальных способностей
Главная задача музыкального воспитания детей - комплексное развитие музыкальных способностей. Проблема музыкальных способностей и их развития рассматривается разными авторами: Б.М.Теплов, Л.С.Выготский, В.П.Анисимов. Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. Б.М. Теплов очень ч ...
Психологические особенности ребенка
Рассматривая развитие психических особенностей, отметим, прежде всего, что раннее детство сентизивно к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро трансформируется и исчезает. Необычные по звучанию и по смыслу слова заменяются словами "взрослой" речи [5,с.159]. Осваивая родную ...
Психолого-педагогические основы сенсорного развития детей дошкольного
возраста
В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка. Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место. Под сенсорн ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.